История

Чугаева А.В. Ключевский В.О.

Уставы великих князей Владимира и Ярослава

История Российского законодательства восходит к Киевской Руси XI-XIII вв., когда складывался первый свод древнерусского феодального права "Русская Правда", начали появляться княжеские уставы и кормчие книги. Уже в этих юридических документах были заложены правовые основы положения единственной в то время на Руси религиозной организации Православной церкви. При всей оригинальности, самостоятельности русского права его государственно-церковные аспекты несут на себе печать влияния византийской правовой традиции. Одним из источников кормчих книг стали византийские сборники церковных правил.- номоканоны (nomos.- светские законы, canon.- церковные законы). Наиболее древними из дошедших до нас правовых актов, определявших место церкви в общественно-государственной системе, являются уставы киевских великих князей Владимира (приблизительно с 986 по 1015) и Ярослава (с 1019 по 1054).

Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных

Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных включает сведения о крещении Руси (988), о создании в Киеве церкви Богородицы, ставшей кафедрой "Киевских и всея Руси" митрополитов (основана в 991, освящена 25 МЙ 996), и названной десятинной в связи с тем, что, согласно Уставу, ей определялась десятая часть всех княжеских доходов от сборов урожая и приплодов скота, торговли и судебных дел. Опираясь на византийскую традицию (греческие номоканоны), Устав вводил церковное судопроизводство, передавая ему все дела, связанные с семейно-брачными отношениями, колдовством, ведовством и т.п. Кр.того, особая категория лиц - людей церковных (духовенство, монашество, миряне, исполняющие в церкви постоянные обязанности) и лиц, находящихся под патронатом церкви (вдовы, калеки, отпущенные на свободу по духовному завещанию), полностью подпадала под юрисдикцию церкви. В Уставе заявлялось об отказе от вмешательства князя и его преемников в деятельность церковных судов

Ст. 3. И по том летом минувшим создав церковь святую Богородицю и дах десятину к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, и с торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10-е всякаго стада и всякаго живота чюдной матери Божии и чюдному Спасу

Ст. 4. И по том возрех в греческии номаканун и обретох в нём, юже не подобает сих тяжь и судов судити князю, ни бояром, ни судьям его

Ст. 5. (А) дал есмь святой Богородици и митрополиту и всем епископам...

Ст. 6. А ты не ступають ни дети мои, ни внуции мои, ни род мой в люди церковныя во все суды.

Ст. 8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред Богом, а митрополиту проклинати его сбором (т.е. собором)

Устав князя Ярослава о церковных судах

Устав князя Ярослава о церковных судах развивает основные идеи, содержащиеся в Уставе князя Владимира. В нём указаны не только дела, подлежащие церковному суду, но и устанавливаются конкретные меры наказания. При этом санкция нормы предполагает иногда два и даже три вида ответственности

Умыкание чьей-либо дочери влечет материальную ответственность перед церковной властью (митрополитом или епископом) и перед князем. Наряду с этим, предусматривается ответственность и перед потерпевшей

Васнецов А.С. Двор удельного князя

Васнецов А.С. Двор удельного князя

Ст. 2. Аже кто умчить (умыкнет) девку или насилить, аже (если) боярская дчи (дочь), за сором (посрамление) еи 5 гривен золота, а епископу 5 гривен золота, а меньших бояр гривна золота, а епископу гривна золота. Добрых людеи за сором 5 гривен серебра, а епископу 5 гривен серебра, а на умычницех (похитителях) по гривне серебра епископу, а князь казнить их. (По мнению Ключевского В. О. под "казнию" следует понимать телесное наказание)

Ст. 26. Аже пострижет голову или бороду, епископу 12 гривен, а князь казнить

В Уставе (пространная редакция) содержится ряд статей, запрещающих лицам разных вероисповеданий вступать в половые отношения или участвовать в совместной трапезе:

Ст. 19. Аже жидовин или бесерменин (иноземец, человек иной веры, преимущественно мусульманин) будеть с рускою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а рускую поняти в дом церковныи (дом причта при церкви)

Ст. 51. Аже кто с бесерменкою или жидовкою блуд створить, а не лишиться.- церкви отлучиться и христьян, а митрополиту 12 гривен

В Уставе подтверждается данное ранее князем Владимиром обязательство не вмешиваться в юрисдикцию церкви:

Ст. 38. А кто установление мое порушить, или сынове мои или внуции мои, или правнуции мои, или от рода моего кто, или от бояр кто, а порушать ряд мои и вступяться в суды митрополича, что есть дал митрополиту и церкви и пископьям по всем градом по правилом святых отець, судившие, казнити по законую.

Бог  Бояре  Великий князь  Византийская империя  Власть  Государство  Гривна  Грош  Десятина  Древняя Русь  Деятельность  Доход  Епископ  Закон  Идеализм  Империя  История  Киев  Князь  Легенда о крещении Руси  Личность  Мир  Митрополит  Монах  Общество  Организация социальная  Отношения социальные  Православие  Производство  Род  Россия  "Русская правда"  Русь  Свобода  Своды летописные  Собор  Традиция  Устав  Уставные грамоты  Феодализм  Христианство  Церковь  Человек  Владимир I Святославич  Ключевский В.О.  Ярослав Владимирович (Мудрый)  988  991   25 МЙ  996

SM