История

Цыкало Роман. Франциск I и Генрих II

Послание князя Андрея Курбского, написанное царю и великому князю Московскому из-за прелютого его гонения. Извлечения

Царю пресветлому, в православии Богом прославленному, ныне же из-за грехов наших против бога и православия обратившемуся. Умный поймёт, что совесть у него прокажённая и что такого не сыщешь и среди безбожных народов. Не позволял я себе говорить об этом; из-за изгнания горького из земли твоей и из-за многих горестей теперь постараюсь кратко сказать тебе.

За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, Богом данных тебе, различным смертям предал? За что победоносную и святую кровь их в церквах божьих пролил и их мученическою кровью обагрил церковные пороги? И на доброжелателей твоих, душу за тебя полагающих, неслыханные мучения, и гонения, и смерть замыслил и, обвинив без вины православных в измене, чародействе (колдовстве) ... пытался белое за чёрное и сладкое за горькое выдать! В чём провинились перед тобою, о царь, чем прогневали тебя, христианский заступник?.. Не их ли усилиями неприступные немецкие города были даны тебе богом?

Или думаешь, что ты бессмертен, царь?.. не хочешь уже предстать перед неподкупным судьей, Богоначальным Иисусом, который будет судить мир по правде, и являешься прегордым мучителем и истязаешь людей, не доказав их вины? Он есть - Христос мой, сидящий на престоле херувимском по правую руку от вышнего судии, - судья между мной и тобою...

Герб князя Курбского

Герб князя Курбского

Не думай, царь, не представляй мысленно, что мы, убитые, заточённые и изгнанные тобой без вины, уже погибли. Не радуйся этому, мнимой силой хвалясь: убитые тобою, стоя у престола Господня, просят отмщения; заточённые же и несправедливо изгнанные в другие края, взываем мы к богу день и ночь. Злом похваляешься в гордости своей в этой временной и быстротекущей жизни, замышляя на христиан мучительные кары, надругаясь даже над иночеством и попирая его, согласуешь это со льстецами и прихлебателями, согласными с тобой во всем боярами, губителями души твоей и тела, которые толкают тебя на распутство, и действуешь против своих детей хуже Кроновых жрецов <Крон - в греческой мифологии отец Зевса, кровожадный пожиратель своих детей>. Послание это, слезами омытое, велю положить с собою в гроб, идя на суд с тобою бога моего Иисуса Христа. Аминь. Писано в Вольмере, граде государя моего, короля Августа Сигизмунда, который помогает мне, кроме бога; милостью его государевой, надеюсь, буду обласкан и утешен в моих скорбях.

Читал в Священном писании, что будет пущена губитель на род человеческий, богоборный антихрист...: ныне же видел сановника, всем известного... шепчущего ложь на ухо царю и льющего кровь христианскую, как воду, и погубившего уже сильных и благородных ...пособника антихриста <очевидно имеется в виду Скуратов-Бельский Г.Л.>…

<Хрестоматия по древнерусской литературе. Составители: Федорова М.Е. и Сумникова Т.А. М., 1986. Послание князя Андрея Курбского...- в переводе составителей "Хрестоматии">

Блага  Бог  Великий князь  Воевода  Государство  Добро и Зло  Древняя Русь  Душа  Князь  Миф  Народность  Православие  Род  Христианство  Царь  Церковь  Человек  Чиновник  Иван IV  Курбский А.М.  Скуратов Малюта

SM