История

Общая характеристика дипломатии и дипломатических органов в XVI-XVIII вв.

Джером Горсей. Сокращённый рассказ или мемориал путешествий. Извлечения

<...>царь в ярости, сильно расстроенный и мучимый разными сомнениями, послал за колдуньями на северный берег, где жили многие из них, между Холмогорами и Лапландиею. Их привезли на почтовых в Москву, поместили под стражей и давали постную пищу. Любимец царя Богдан Бельский ежедневно ходил с ними совещаться; царь ему одному только доверял выслушивать и передавать их откровения и предсказания на предложенные вопросы. Преданность этого любимца поколебалась: он утомился наблюдать и следить за поворотами солнечного восхода...

<…>Вещуньи <предсказательницы> сообщили ему, что важнейшие "созвездия", могущественнейшие небесные планеты - против царя и приключиться ему смерть в такой день. Но Бельский не осмелился передать это царю и с гневом сказал им, что именно в этот день все они будут наверно сами сожжены. Царь и в самом деле стал страшно пухнуть...

<…>Каждый день его приносили на креслах в ту комнату, где находились его сокровища. Однажды Борис Фёдорович сделал мне знак следовать за собой. Я... слышал, как царь называл дорогие камни и драгоценности. Он объяснял царевичу <Фёдору Ивановичу> и присутствующими боярам свойство такого и такого-то камня; я следил за ним и передам его слова... как помню; прошу извинения, если не по порядку: "Вы все знаете, что в магните великая и тайная сила; без него нельзя было бы плавать по морям, окружающим мир..."

<...>Тут Царь приказал слугам принести цепь из намагниченных иголок, висевших цепью одна за другой... "Видите этот прекрасный коралл и эту прекрасную бирюзу. Возьмите этот прекрасный коралл и эту прекрасную бирюзу, возьмите их в руку; восточные ожерелья делаются из них. Теперь положите мне их в руку; я отравлен болезнью: вы видите, они теряют свое свойство, переменяют свой яркий цвет на бледный; они предсказывают мне смерть...

<…>Взгляните теперь на эти драгоценные камни. Вот алмаз, самый драгоценный из восточных камней. Я никогда не любил его; он удерживает ярость и сластолюбие и даёт воздержание и целомудрие; малейшая частица его может отравить лошадь, если дать его в питьё, а тем более человека". Указывая на рубин, он добавил: "О, как этот камень оживляет сердце, мозг, даёт бодрость и память человеку, очищает застывшую, испорченную кровь!"

<...>Иван прочитал своё завещание; но ещё не думал умирать; его несколько раз околдовывали и расколдовывали... Иван приказал своему главному аптекарю и медикам приготовить баню ему в облегчение и послал снова своего любимца к колдуньям узнать об их вычислениях. Бельский пришёл к ним и сказал: "Царь зароет вас всех в землю живьём или сожжёт за ложные предсказания и обман. День наступил, а царь так же крепок и невредим, как прежде был". - "Боярин, не гневайся, - отвечали колдуньи, - день только что наступил... Около третьего часа царь пошёл в баню, мылся в свое удовольствие... Вышёл он оттуда около семи часов и чувствовал себя свежее; его привели и усадили на постель. Иван подозвал Родиона Биркена, дворянина, которого он любил, приказал ему принести шахматный столик и стал сам расставлять шахматы. Главный любимец его, Борис Фёдорович Годунов, и другие стояли кругом стола, Царь был в широком платье... Вдруг он ослабел и упал... Поднялся крик, смятение... Митрополиты, епископы и бояре собрались во дворец... присягнуть на верность новому царю Фёдору Ивановичу...

Обитатели Тартарии. Николас Витсен

Обитатели Тартарии. Николас Витсен

<…>Царь Иван Васильевич царствовал около шестидесяти лет. Он покорил Полоцк, Смоленск и много других городов. Он завоевал царства Казанское и Астраханское... Иван покорил царство Сибирское и... прилежащие к северу земли... и, таким образом, значительно расширил свои владения и государство на все стороны; старался заселить его и завёл обширную торговлю... Этот же царь установил и обнародовал одно всеобщее вероисповедание, вероучение и церковный порядок... Он и его предшественники, признавая, что первоначальные и основные правила христианской религии опираются на греческую церковь, производили древность собственной церкви от апостола Андрея и святого Николая, своего покровителя...

<…>При этом царь окончательно отверг и порицал учение папы <католицизм>, утверждая, что из всех христианских церквей оно самое ошибочное; что папы заботятся о своем честолюбии, прибегают к выдумкам, чтобы поддержать незаконно присвоенную иерархию, и удивлялся, как это христианские государи признают за папой какое-либо первенство и светскую власть...

<…>Иван построил в своё время до сорока каменных церквей, богато убранных и украшенных внутри, с позолоченными чистым золотом верхами. Он основал около шестидесяти мужских и женских монастырей и, одарив их колоколами и украшениями, назначил всем содержание ради молитв за его душу.

Кроме подобных дел, царь в свое время построил 155 крепостей в разных частях своего государства и снабдил их орудиями и гарнизоном. Он построил 300 городов в пустых и диких местах... каждому жителю в городе дал участок земли с тем, чтобы он мог содержать столько лошадей, сколько потребуется. Самую Москву царь обвёл крепкою, широкою и красивою стеною, снабдив орудиями; учредил начальство над стражею.

Этим я кончу о царе Иване Васильевиче. Он был хорош собой, стройно сложен, с высоким лбом, с пронзительным голосом, настоящий скиф, - остроумен, жесток, кровожаден, безжалостен; его собственная опытность помогала ему в управлении государством и общественными делами...

<Россия ХV-ХVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986>

Астраханское ханство  Астрахань  Бояре  Вера  Власть  Власть государственная  Государство  Дворцы  Дворянство  Душа  Епископ  Закон  Иерархия  Католицизм  Митрополит  Монастырь  Народность  Общество  Полоцк  Поход на Казань 1552-го  Присоединение Сибири Ермаком  Россия  Скифы  Собственность  Торг  Торговля международная  Христианство  Ценность  Царь  Церковь  Человек  Годунов Б.ФЕрмак Тимофеевич  Иван IV  Фёдор Иванович
Карта. Тартария и Китай на Европейский картах XIV-XV вв.
Карта. Север Скандинавии. Карта XIII-XV вв.

SM