История

Стадухин М.В._

Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. Извлечения

<...>ввиду доброго свойства почвы, страна, где она хоть немного обработана, чрезвычайно плодородна... так что получается громадное изобилие хлеба и пастбищ. И сами голландцы признают, что несколько лет тому назад Россия сильно помогала им своим хлебом...

<...>в Москве имеются великолепные садовые растения, вроде яблок, груш, вишен, слив и смородины... Тут же имеются всякого рода кухонные овощи, особенно спаржа толщиною с палец, какую я сам ел... Дыни производятся там в огромном количестве... они весьма велики, вкусны и сладки... Мне еще в 1643 г. подобная дыня в пуд весом была поднесена добрым приятелем на дорогу, когда я в то время уезжал из Москвы.

Конопля и лен производятся в большом количестве, вследствие чего полотно в России очень дешево. Мед и воск имеются у них в таком изобилии, что они, несмотря на количество, потребное им для медовых питий и для восковых свечей, тем не менее, могут продавать большими партиями и то и другое за границу...

Что касается московской области и пограничных с нею, то здесь вообще воздух свежий и здоровый; как свидетельствуют все жители и как говорят и сами русские, здесь мало слышали от эпидемических заболеваниях или моровых поветриях, да и встречаются здесь весьма старые люди...

1 сентября русские торжественно справляли свой Новый год. Они ведь считают свои годы от сотворения мира и уверены, подобно некоторым старинным еврейским и греческим писателям, с которыми и иные наши учёные согласны, что мир начался осенью...

<...>Московитский год в то время (в год по Р.Х. 1634) был 7142-й. Русские, приняв от греков веру, захотели последовать им и в их летоисчислении...

Процессия, которую устроили русские, справляя этот праздник, была очень красива на вид. На кремлевской площади собрались более двадцати тысяч человек, молодых и старых. На верхнюю площадь вышел Патриарх со всем клиром, с почти 400 попов в священническом убранстве, с очень многими хоругвями, иконами и раскрытыми старыми книгами. Они вышли из церкви, лежащей по правую руку, если подниматься вверх. Его царское величество <Михаил Фёдорович>, со своими государственными советниками, боярами и князьями, вышел с левой стороны площади. Великий князь с обнаженной головой и Патриарх в епископской митре, оба поодиночке, выступили вперед и поцеловали друг друга в уста. Патриарх также подал его царскому величеству, чтобы тот мог приложиться, крест..., осыпанный большими алмазами и другими драгоценными камнями, Затем он во многих словах произнес благословение его царскому величеству и всей общине, а также пожелал всем счастья к Новому году. Народ кричал в ответ: "Аминь!" Тут же стояло бесчисленное количество русских, державших вверх свои прошения. Со многими криками бросали они эти прошения в сторону великого князя; потом прошения эти собирались и уносились в покои его царского величества...

Адам Олеарий

Адам Олеарий

Главу своего, великого князя, они (русские) зовут царём, его царским величеством, и некоторые полагают, что слово это происходит от слова Цезарь. И он, подобно его величеству римскому императору, имеет в государственном гербе и печати изображение двуглавого орла, хотя и с опущенными крыльями; над головами орла раньше изображалась одна, теперь же - три короны, в обозначение, помимо русского царства, ещё двух татарских: Астрахани и Казани. На груди орла висит щит, дающий изображение всадника, вонзающего копье в дракона... <изображение святого Георгия на русском гербе > Этот орёл был введён лишь тираном Иваном Васильевичем <Олеарий, возможно, имел в виду Ивана IV, но те события, которые он в данном случае описывает, происходили при великом князе московском Иване III, которого тоже называли Грозным, как позже и его внука> - из честолюбия, так как он хвалился происхождением от крови римских императоров...

<...>Уже с малых лет внушают они своим детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о боге и почитали его столь же высоко; поэтому они часто говорят: "Про то знают бог да великий князь". Это же значение имеют и (другие) обыкновенные речи их. Так "явиться перед великим князем" они называют "увидеть ясные очи его царского величества". Чтобы выказать глубокое смирение своё и своё чувство долга, они говорят, что все, чем они владеют, принадлежит не столько им, сколько Богу и великому князю.

<Россия ХV-ХVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986>

Добро и Зло  Календарь  Московия  Россия  1643

SM