История

Захарова Яна. Нидерландская революция

Адам Олеарий. Новое описание путешествия на Восток магистра Адама Олеария. Извлечения

<...> в городе Москве найдется более двух тысяч церквей, монастырей и часовен.

В настоящее время почти каждый пятый дом является часовнею, так как каждый вельможа строит себе собственную часовню и держит на свой счёт особого попа; только сам вельможа и его домашние молятся в этой часовне.

По указанию нынешнего патриарха, ввиду часто возникающих пожаров большинство деревянных часовен сломаны и построены вновь из камня; некоторые часовни внутри не шире 15 футов...

Лютеране и кальвинисты до сих пор встречают хороший приём не только в разных местах в стране, но и в самой Москве при дворе ради торговли и сношений, которые с ними усердно ведутся, а также и ради тех должностей, на которых они служат царю, дома и в поле. Тех из них, что живут в Москве, имеется до тысячи. Каждому разрешается совершать богослужение в публичных церквах.

Раньше обе религии имели в городе Москве, в округе Царь-город, свои построенные здесь церкви. Однако лютеране лет 20 тому назад потеряли церковь, по приказу патриарха церковь в тот же день была разрушена до основания. Лютеранам, однако, позволили построить вне Белой стены, в округе Большой <Земляной> город, новую.

Кальвинисты, также внутри Белой стены, стали рядом со своею часовнею строить красивую каменную церковь и довели её почти до крыши. Так как, однако, патриарх и великий князь не разрешили постройки, а лишь смотрели на неё сквозь пальцы, то патриарху как-то пришло в голову приказать разрушить эту церковь, а заодно упразднить и часовню, находившуюся близ неё. После этого кальвинисты некоторое время для слушания проповеди ходили в церковь к лютеранам, пока они, наконец, не получили собственной церкви.

Когда, некоторое время спустя, лютеране принуждены были, по настоянию патриарха, убрать свою церковь и из Большого <Земляного> города, они, с соизволения <разрешения> царя, заняли вне вала на свободной площади место и построили на ней церковь, большую, чем предыдущая. Однако недавно они вновь со своей церковью должны были перейти на другое место...

Костюмы. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. - СПб., 1906. - С. 175

Костюмы. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. - СПб., 1906. - С. 175

<...> Был отдан строгий приказ: "Кто из немцев хочет перекреститься по русскому обряду, тот пусть остается жить в городе, но кто отказывается поступить так, тот обязан в течение короткого времени вместе с жилищем своим выбраться из города за Покровские ворота, в Кокуй; место, где 40 и более лет тому назад немцы исключительно жили и где погребён датского короля Христиана IV брат, герцог Иоганн"... Это место лежит на реке Яузе и получило название Кокуй... Царь теперь дал этому месту другое наименование, назвав его Новою иноземскою слободою. Здесь каждому, по его личному состоянию, должности или промыслу, отведено определённое место для построек, и вся слобода разделена правильными улицами.

Те, у кого в городе были деревянные дома, велели их ломать и вновь сложить в Новой иноземской слободе, где они теперь, в случае часто возникающих у русских пожаров, живут в гораздо большей безопасности, чем в городе.

Когда немцы теперь увидели, что им как бы дан особый город для мирной жизни в нём, они не задумались сами сломать свои далёкие теперь от них церкви и перенесли их к своим очагам и домам в Новую иноземскую слободу.

Теперь у лютеран здесь две немецкие церкви, а у кальвинистов - голландская и английская...

<Москва XV-XVII веков. Иностранцы о древней Москве. М., 1991>

Бог  Великий князь  Двор  Календарная обрядность восточных славян  Князь  Кукуй (Кокуй)  Личность  Монастырь  Обычай  Патриарх  Россия  Свобода  Собственность  Слобода  Торг  Торговля международная  Царь  Церковь  Часовня

SM