История

Максимов С.В._

Максимов С.В. Куль хлеба и его похождение

Рождение мальчика почитается счастьем и божьим благословением. Об этом говорят, этому или радуются, или завидуют: ... верный помощник. Он не уйдёт в чужой дом, как уходят дочери-невесты жить и работать на мужа и на его семью.

"Родись на Руси человек - и краюшка хлеба готова", так говорит старинная народная пословица, которая только у нас свята и нерушима. В России всякий имеет право получить клочок земли для своего прокормления, а крестьяне получают лишние против других полосы земли на каждую мужскую душу. Родился новый мальчик, - у отца лишняя прирезка и на этого сына пахотной и сенокосной земли. Во всех других государствах этого обычая давно уже нет; у нас ещё очень много лежит такой земли, которая сотворена на службу человеку, но ждёт его труда и ещё никем не возделана. При очередном переделе деревенской земли миром, то есть всем обществом нашей деревни, вспомнят про нашего новорожденного, выделят землю... на его маленький желудок, на большой рост и здоровье. Наш ребенок ещё очень мал. При крещении он получит на всю свою жизнь имя, которое и будет состоять за ним по его крестьянскому праву, без отечества. Имя дадут в честь того святого, чью память празднует церковь в тот день, когда мальчик родился.

* * *

Реки, вводя наших предков в самую глубь дремучих лесов, приводили и на такие места, где лёс уступал: расстилалась равнина. Ветры сотнями лет наносили на эти места ежегодно кучи листвы; горы и возвышенности их сдерживали, чтобы дожди не смывали и те же ветры не растаскивали. Листва спокойно гнила здесь и, сгнивая, скоплялась грудами и целыми пластами. Из пластов перегноя образовалась та земля, сочная и плодородная, которая называется чернозёмом и которую так любят все хлебные растения...

Нарезанная плугом земля всё-таки ещё под посев не годится, если пройдена железным ножом плуга только вдоль. Поднятую заставляют трескаться и сохнуть на солнце, и тогда в другой раз проходят по залежи плугом поперёк, а пожалуй, и в третий раз вкось, крест-накрест. Только тогда она будет похожа на первое поле, но требует новых костоломных работ...

Впрочем, на готовые земли, на чернозёмные залежи попадали только счастливые. Для земледельцев в лесах иные труды и работы - отбить от леса землю под посевы... С лесом мог сражаться и его побеждать только один огонь, силе которого может завидовать только сила ветра в поле. С древнейших времён наши предки славяне умели этим способом прочищать леса и отвоевывать в них под посевы пашни...

* * *

Люди, сидевшие на земле и кормившиеся от земли, стали называться землянами, земскими людьми и черносошными людьми от сохи - любимого орудия земледельцев. Впоследствии, когда эти люди приняли от греков Христову веру и надели на шею крест в отличие от язычников, с той поры они стали прозываться хрестьянами, то есть христианами, крещёными.

Сделавшись раз земледельцами, русские крестьяне остались таковыми до сих пор. Вся история русского народа - история народа земледельческого, воспитанного в мирных занятиях, в кротких нравах и в борьбе с суровой и дикой природой. С тех пор как помнит себя русский народ под настоящим своим именем, он был хлебопашцем.

Вся Русская земля была им открыта, всякий мог ходить по ней и занимать любое место как захочет: или в одиночку, или несколькими семьями вместе, то есть целым обществом. Таким образом, ставились или одинокие дворы... и посёлки, или деревни и сёла. Из последних, по мере увеличения народа и оскудения средств жизни, выходили на собственные земли новые выходцы для новых одиноких поёелков, которым удавалось потом разрастаться в деревни. Выходил, конечно, тот, у кого были силы, то есть лошадь для пахоты, семена для посева, земледельческие орудия для обработки. Он как был, так и оставался свободным человеком, на своей земле гражданином, землянином, земским человеком. Выходили, однако, и круглые бедняки, желавшие трудиться и способные возделывать землю. Своих семян и орудий нет, надо занимать у других. Находились и такие, которые готовы были этим поделиться: либо какой-нибудь богатый человек, либо целые общины. К ним поступали бедняки и получали земли... или работали по найму, то есть делались менее свободными людьми... Наделённые землею обязывались отдавать владельцу с нее часть сбора, нередко половину, всего чаще третью часть. Если же при земле получены от владельца и скот и орудия, следовало возвратить все, взятое в ссуду. Тогда можно было стать опять свободным и снова уходить на такие земли, какие казались надежнее, и к таким владельцам, которые были милостивее и уступчивее. Для таких переходов определен был ежегодный срок в Рождественском посту, осенью, когда кончалась уборка хлебов... неделя прежде и неделя после "Юрьева дня осеннего"...

Сидели русские крестьяне у богатых людей, сидели и на общинных землях подле сёл и деревень, сидели и на монастырских землях, под обителями, когда они сделались богатыми владельцами, получая земли в подарок на помин души поземельных собственников

* * *

Бытовая сценка из крестьянской жизни

Бытовая сценка из крестьянской жизни

...Хлебные растения вместе с огородными овощами имеют родину в Азии, откуда перенесены, у нас переродились, обжились - и так как перенесение их было очень давно, то и сделались домашними, как бы у нас и уродил их бог... Так, греча привезена из Туркестана, горох из Китая. Через Кавказ из Индии привезли на Дунай просо, ячмень, овёс, пшеницу, полбу и рожь.

* * *

В страшные голодные годы 1602, 1603 и 1604-й народ разбежался в разные стороны, целые области опустели; народ продавался в кабалу на прокорм и увеличил массу рабов. Колокольню Ивана Великого сложили в Москве в 1600 году голодные люди при Борисе Годунове в виде заработка для утоления страданий...

Неурожаи были в 1722, 1733 и 1734 годах; затем в 1743, 1748 и 1749-м; в 1754 году опять неурожай.

Екатерина II, по восшествии на престол, велела завести запасные магазины сначала во всех городах, а потом в каждой экономической деревне. Здесь хранилось запасного хлеба на целый год, и каждый год освежались запасы... Запасные магазины выручали из бед, но не всегда верно и надежно: бывали злоупотребления, а от них помощь или не приходила на выручку вовремя, или совсем не попадала в руки, когда магазины хищнически опустошались. Обманутым приводилось, по старым порядкам и образцам, надеяться больше на себя и самим изобретать средства к защите от голода. Средств всяких уже было много наготове. Вековой опыт и примеры предков, выстрадавших великие беды голодовок, выучили народ мало-хлебных стран придумать подспорье пище на случаи полного бесхлебья и голода.

Всего чаще идёт в подмесь к хлебу и сменяет его древесная кора...

Мясо у крестьян - большая редкость: корова дорога для хлебных полей назёмом <навоз> и для домашнего стола молоком. Курица выгоднее не на столе, а на насесте: в урочное время, с приближением тепла и во всё теплое время она неустанно и бесплатно несёт яйца, которые и съесть приятно, и продать можно за деньги. Кое-когда, по самым великим праздникам, баранина да свинина услаждают вкус и подкрашивают бедную деревенскую трапезу, но всего охотнее и чаще приходит на выручку овощ, а затем рыба в разных своих видах и породах. 

Природа посылает помощь, снабдив наше отечество множеством рек и озёр. Реки - первые пути сообщения народов. Самые простые двигатели мельниц, естественные средства орошения почвы полей и лугов, они же первые и самые значительные поставщики животной пищи - рыбы.

За то, что у нас течёт много рек и все они богаты рыбой, и за то, что по этим причинам продукт дёшев, а постов установила церковь почти на целую треть года, благословив есть в это время рыбное, рыбе на крестьянском столе принадлежит почётное место. Она выручает впроголодь, и во многих местах совершенно заменяет хлеб. Самая крайняя бедность находит в ней защиту.

<Максимов С.В. Куль хлеба и его похождения. М., 1982>

Блага  Бог  Вера  Голод 1601-1603  Государство  Двор  Деньги  Добро и Зло  Душа  Земщина  Земства  История  Кредит (заём, ссуда)  Крестьяне  Мир  Монастырь  Народность  Общество  Община  Община соседская  Обычай  Рабовладельческий строй  Род  Славяне  Собственность  Соха  Счастье  Народность  Россия  Русь  Свобода  Труд  Христианство  Церковь  Человек  Черносошные крестьяне  Экономика  Экономические крестьяне  Юрьев день  Язычество  Годунов Б.Ф.  Екатерина II  Иван IV  Максимов С.В.  1602  1603  1603  1604  1722  1733  1734  1743  1748  1749  1754

SM