История

Крестьяне. Русские типы

Крестьяне. Русские типы

Плевицкая Надежда. Дежкин карагод (древнерусское народное действо, объединяющее танец, игру и песню). Мой путь с песней. Неизвестные литературные произведения русской народной певицы

Мои старшие сёстры, статные девушки, работа их за целый день не берёт.

Они весело подтрунивают друг над другом.

Настенька говорит, что Дуня не поспевает вязать снопы за отцом, а Дуня в ответ, что хотя и медленно вязала она, зато снопы крепче Настенькиных.

- Твои как в руки возьмёшь, так и рассыпятся...

Любят крестьянские девушки жатву.

В такое время все село на поле: есть где показаться работушкой друг перед другом.

И как не показаться, когда рядом, на загоне, работают женихи да будущие свекрови...

Работящая девка - сокровище в доме.

Всегда я завидовала старшим сестрам - они большие - и чтобы показать, что и я не маленькая, старалась...

* * *

Отец мой был николаевским солдатом.

Прослужил восемнадцать лет, а шесть лет ему подарили за его честную и беспорочную кавалерскую службу.

Был он стрелком, да на ученье порохом засорил глаза.

И как я помню его, всегда страдал он глазами, а под конец совсем плохо стал видеть.

В селе все его звали - Солдат.

Долгими зимними вечерами, когда прялки сестёр тихо гудят, приходили к нам посидеть, покалякать почтенные господа мужики: да и к кому же пойти, как не к солдату бывалому?

Первым являлся - Дей Абрамыч, двоюродный дядя, опрятный и собою красавец, и было слышно, как в сенях обметал он с валенок снег и отряхивал свой тулуп, а, переступив порог горницы, молился на образа <иконы> и здоровался по-военному:

- Здравия желаем.

- Милости просим, Дей Абрамыч. - Он был моим любимым дядей, а потому всеми правдами и неправдами старалась я подсесть к нему ближе, пока не брал он меня на колени и не закутывал в тулуп.

А за ним приходили:

Потап Антоныч. - "Во всякой час со молитовкой", - говорил он, переступая порог.

- Просим, просим, Антоныч.

Покрякивая и обирая ледяные сосульки с бороды, тяжело вваливался в избу дядя Володя, а за ним Амеляка-Кулик...

Словно бы сказки, слушала я беседы, пригревшись у дяди в тулупе.

Прялка матери умолкала, когда отец начинал рассказ про Крым, где отбывал он солдатскую службу...

* * *

Семеро было нас: отец, мать, брат да четыре сестры.

Всех детей у родителей было двенадцать, я родилась двенадцатой и последней, а осталось нас пятеро, прочие волею Божьею померли.

Жили мы дружно, и слово родителей для нас было закон. Если же, не дай Бог, кто "закон" осмелится обойти, то было и наказание...

Родители не разрешали долго загуливаться. Чтобы засветло дома были, - наказывала мать, отпуская сестёр на улицу, потому что "хорошая слава в коробке лежит, а дурная по дорожке бежит".

Вот той славы, "что по дорожке бежит", мать и боялась.

А если случалось, что мы заиграемся, забудемся ...из-за церкви показывалась мать. Шла она медленно, будто прогуливаясь, руки держала позади - эту манеру мы знали: раз руки за спиной, значит прячет палку. И когда в пылу веселья не замечали мы её приближения, она подходила и ...ошарашивала <неожиданно ударяла> палкой старшую из сестёр - "с тебя, мол, спроса больше".

Певица Надежда Плевицкая

Певица Надежда Плевицкая

"Строгая мать - честная дочь".

Кроме матери, все были у нас ...грамотны. Горькими слезами я выплакала у матери разрешение ходить в школу...

- Да кто же корову стеречь будет? - говорила мне мать. - К тому же ты молитвы-то знаешь, а замуж тебе не за лавочника идти, не за прилавком сидеть. Грамота тебе не нужна. Вот я и без грамоты, а до мильёна считаю...

* * *

В канун Петрова дня вся наша семья ушла в поле: крестьяне дорожат каждым погожим днём, работа кипит от зари до зари, а дом сторожат малые да старые. Меня тоже оставили хозяйничать.

Погреб - чего только там нет: бочка молодого квасу, большие горшки с творогом, маслом, сметаной - всё собрано за Петров пост, когда скоромного не едят. А на полке выстроилось много кувшинов свежего молока: мать, за три дня до Петра, заготовляла молоко для роздачи бескоровным крестьянам, чтобы они могли разговеться на праздник.

<...> Оставшись одна, я взяла мешок, ...и пошла рвать крапиву для свиней. Всё, что мать приказала мне сделать, порешила я исполнить до точки - даже ненавистных гусей отыскала в поле и пригнала домой... .

Я просила мать разбудить меня до восхода солнца: ведь на Петров день "солнышко играет". Уже носился в воздухе вкусный запах калачей, но до обедни пробовать их не полагалось.

Нынче в церковь все выйдут нарядные: сёстры наденут лучшие платья, мы, младшие, будем в розовых, и передники с петушками, брат в малиновой... К храму тянутся люди длинными, яркими лентами...

Кто победнее, - те пришли пешими и теперь в сторонке надевают полусапожки, которые по бережливости всю дорогу несли в руках...

<...> В церкви я стала впереди отца, и ему часто приходилось меня одёргивать, чтобы я стояла смирно; а как тут устоишь, когда кругом так много любопытного... виднеются пышные цветы на шляпках Рышковых барышень, тут же Таничка Морозова в чудном голубом платье.

<Надежда Плевицкая. Дежкин карагод. Мой путь с песней. Неизвестные литературные произведения русской народной певицы. Автор-составитель И. Ракша. М., 1993; Плевицкая Н. Я. - знаменитая русская певица н.XX в. После Октябрьской революции - эмигрантка. Первая часть книги была опубликована в Берлине в 1925, вторая - в Париже в 1930. Плевицкая Н.Я. родилась в крестьянской семье, хорошо знала быт крестьян>

Бог  Быт (житье, обиход, обычай)  Война  Грамота  Действие социальное  Древняя Русь  Закон  Закон русский  Изба  Икона  Крестьяне  Народность  Революция  Род  Россия  Русские народные игры  Церковь  Эмиграция  Николай I  1925  1930

SM