История

Архитектура модерна

Архитектура модерна

Авангардизм

Авангардизм (от фр.avant - передовой, garde - отряд) - художественное направление XX в., выступавшее за разрыв с принципами прошлого и поиск новых форм и средств изображения окружающего мира, что проявилось в таких течениях 1920-1930-х, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь,

Франц Кафка

Франц Кафка

в большинстве случаев приводившие к утопическим идеям. Авангардисты понимают искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества. Черты авангардизма проявились в ряде школ и течений модернизма, который интенсивно развивался в период 1905-1930-х как в России, так и в Европе (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм). К 1920-1930-м относится творчество видного абстракциониста Кандинского В.В. В период 1960-1970-х добавились новые разновидности абстракционизма - различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. В "Словаре культуры 20 века" Вадим Руднев различает модерн и авангард. Он пишет о том, что модернисты, а это такие писатели, как Джойс, Пруст, Кафка, были способны "запереться в кабинете и писать в стол".

Авангардизм в архитектуре

Авангардизм в архитектуре

В этом смысле модернисты - классические шизофреники и аутисты, люди, надеющиеся на то, что кто-то когда-то их прочтёт и оценит. Авангардисты же в этом случае не способны ждать от публики признания своего таланта. Они разрабатывают свою собственную, эксцентричную риторику, действующую непосредственно сейчас и немедля. В этом смысле они значительно революционнее модернистов. Соглашаясь с данным принципом членения искусства на авангард и модерн, отметим, что в ряде случаев невозможно строго определить, кто есть кто.

Напр., испанский режиссёр Люис Бюнюэль соединяет в своем творчестве и в своей жизни как элементы авангарда, так и принципы модерна (и даже - постмодерна). Сальвадор Дали - классический авангардист, но в настоящее время репродукции его картин используют для оформления школьных российских тетрадей. Это указывает на включение авангарда в массовую и популярную культуру. Авангардными и постмодернистскими называют фильмы Тарковского А.А., хотя по философской ориентации Тарковский А.А. - типичный модернист.

Кандинский В.В.

Все авангардистские направления имеют общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Это приводит к размыванию границ м.искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры. 15 СН 1974 состоялась "бульдозерная" выставка художников-нонконформистов.

Антагонизм  Идеализм  Искусство  Классицизм  Конформизм  Концепция  Кубизм  Культура  Личность  Массовая культура  Модернизм  Общество  Постмодерн  Постмодернизм  Реализм  Революция  Род  Россия  Традиция  Утопия  Философия  Футуризм  Эпоха  Эстетическое  Кандинский В.В.  Тарковский А.А.  15 СН 1974

SM