История

Андреева Екатерина. Архитектура модерна

Авангардизм

Авангардизм (от фр.avant - передовой, garde - отряд) - художественное направление XX в., выступавшее за разрыв с принципами прошлого и поиск новых форм и средств изображения окружающего мира, что проявилось в таких течениях 1920-1930-х, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим идеям. Авангардисты понимают искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества.

Франц Кафка

Франц Кафка

Черты авангардизма проявились в ряде школ и течений модернизма, который интенсивно развивался в период 1905-1930-х как в России, так и в Европе (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм). В период 1960-1970-х добавились новые разновидности абстракционизма - различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. В "Словаре культуры 20 века" Вадим Руднев различает модерн и авангард. Он пишет о том, что модернисты, а это такие писатели, как Джойс, Пруст, Кафка, были способны "запереться в кабинете и писать в стол". В этом смысле модернисты - классические шизофреники и аутисты, люди, надеющиеся на то, что кто-то когда-то их прочтёт и оценит. Авангардисты же в этом случае не способны ждать от публики признания своего таланта. Они разрабатывают свою собственную, эксцентричную риторику, действующую непосредственно сейчас и немедля. В этом смысле они значительно революционнее модернистов. Соглашаясь с данным принципом членения искусства на авангард и модерн, отметим, что в ряде случаев невозможно строго определить, кто есть кто.

Авангардизм в архитектуре

Авангардизм в архитектуре

Напр., испанский режиссёр Люис Бюнюэль соединяет в своем творчестве и в своей жизни как элементы авангарда, так и принципы модерна (и даже - постмодерна). Сальвадор Дали - классический авангардист, но в настоящее время репродукции его картин используют для оформления школьных российских тетрадей. Это указывает на включение авангарда в массовую и популярную культуру. Авангардными и постмодернистскими называют фильмы Тарковского А.А., хотя по философской ориентации Тарковский А.А. - типичный модернист. 

Все авангардистские направления имеют общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Это приводит к размыванию границ м.искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду.  Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры. 15 СН 1974 состоялась "бульдозерная" выставка художников-нонконформистов.

Антагонизм  Идеализм  Искусство  Классицизм  Конформизм  Концепция  Кубизм  Культура  Личность  Массовая культура  Модернизм  Общество  Реализм  Революция  Род  Россия  Традиция  Утопия  Философия  Футуризм  Эпоха  Эстетическое  Тарковский А.А.  15 СН 1974

SM