История

Мандельштам О.Э._

"Дело"  Добро и Зло  Концлагерь  Личность  Россия  Санкт-Петербург  Сталинизм  Труд  Человек  Ульянов В.И.  15 ЯН 1891  25 ДК 1938  27 ДК 1938  1989

Акмеизм

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо - цветущая сила) - направление в изобразительном искусстве и поэзии 1910-х. (Гумилёв Н.С., Ахматова А.А., Мандельштам О.Э., Городецкий С.М., Кузмин М.А. и др.). В своих поэтических установках отталкивающееся от своего учителя, русского символизма. Основы акмеизма были заложены статьёй Кузмина М.А. "О прекрасной ясности" в журнале "Аполлон" от 1910, № 4. Журнал "Аполлон" стал главным органом акмеистов, хотя с 1912 выходил и ещё один журнал - "Гиперборей" (1912-1913, главный редактор - Лозинский М., всего вышло 10 номеров). Акмеизм выступал за поэтизацию чувств, познание "идеального", точность значения слова. Провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. 

Анна Ахматова

Анна Ахматова

"Земной" поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. Акмеисты, входившие в объединение "Цех поэтов", были "преодолевшими символизм", как их назвал в одноименной статье критик и филолог, будущий академик Жирмунский В.М. Заоблачной двумирности символистов акмеизм противопоставил мир простых обыденных чувств и бытовых душевных проявлений. Поэтому акмеисты так же называли себя "адамистами", представляя себя первочеловеком Адамом, "голым человеком на голой земле". Лучшие стихи акмеистов - это стихи о стихах. Первоначально сдержанной, "кларичной" (то есть прокламирующей ясность) поэтике акмеизма был верен и поэт Мандельштам О.Э. Постепенно поэтика акмеизма, в особенности его двух главных представителей, Ахматовой А.А. и Мандельштама О.Э., предельно усложняется. Самое большое и знаменитое произведение Ахматовой А.А. "Поэма без героя" строится как шкатулка с двойным дном - загадки этого текста до с.п. разгадывают многие комментаторы. То же случилось с Мандельштамом О.Э.: переизбыточность культурной информации и особенность дарования поэта сделали его зрелую поэзию самой сложной в ХХ в.

Мандельштам Осип Эмильевич

Мандельштам Осип Эмильевич

Академия  Быт  Душа  Идеализм  Информация  Искусство Культура  Материя  Модерн  Модернизм  Россия  Свобода  Символизм  Цехи  Человек  Эстетическое  Гумилёв Н.С.  Мандельштам О.Э.  1910  1912  1913

SM