История

Шмидт О.Ю._

Академия  Академия наук  Арктики и Антарктики освоение  ВС  ВКП(б)  Гимназия  Государство  Группа социальная  Искусство  Киев  Классицизм  Коллегии  Комиссар  Коммунизм  Медали  Московский университет  Народность  Образование  Организация социальная  Орден  Партия  Почётный гражданин  Предпринимательство  Президент  Просвещение  Революция  Республика  Род  Россия  Санкт-Петербург  СНК  Советы  Социализм  Украина  Университет  Участие политическое  Экспедиция  Ломоносов М.В.  Ульянов В.И.  8 ОК 1849  18 СН 1891  26 НЯ 1894  1909  1912  1913  1916  1918  1920  1921  1921  1922  1923  1924  1928  1929  1930  1932  1932  1933  1934  29 МР 1936  22 МР 1937  21 МЙ 1937  1937  27 ИН 1937  1937  19 ФВ 1938  1938  1939  1941  1942  1949  2 АП 1950  1951  7 СН 1956  4 АП 1957

Арктики и Антарктики освоение

Арктики и Антарктики освоение. Арктические районы Европейской части нашей страны человек начал осваивать не ранее эпохи позднего мезолита и неолита, по мере отступления ледника, преследуя стада животных. Первый этап славянской колонизации бассейнов Белого и Баренцева морей был связан с походами новгородцев в "полуночные страны" для взимания дани с местного финно-угорского населения, торговли с ним и организации собственных промыслов, дававших ценнейшее для того времени "валютное сырьё" - пушнину и "рыбий зуб" (клыки моржа).

Коренные жители околополярных районов саамы

Коренные жители околополярных районов саамы

Тогда большим спросом в мире пользовались добываемые на Севере ворвань (жир морских животных) и кречеты (охотничьи соколы). В XI-XIII вв. новгородцы "проведали" территорию от Кольского побережья до бассейна Печоры, проникли за Урал. Главным опорным пунктом новгородской колонизации Арктики с XIV в. стали Холмогоры. В XIII-XIV вв. с новгородскими боярами начали успешное соперничество владимиро-суздальские, а затем и московские князья, опорной базой которых при продвижении на север был Великий Устюг. После подчинения Новгорода Москве оба колонизационных потока - новгородский и "понизовый" - слились, и освоение Арктики ознаменовалось новыми достижениями. В 1499 в низовьях Печоры был основан Пустозёрск - первый русский заполярный город, ещё один опорный пункт для продвижения на Северный Урал и в Зауралье. Промысловые "станы" при устьях северных рек и морских бухтах быстро превращались в многодворные поселения, а некоторые из них - в крупные пристани и города. 

Кочевники Севера ненцы

Кочевники Севера ненцы

В сеть поморских поселений органически вписывались православные монастыри, наиболее известные из которых - островной Соловецкий на Белом море (основан в 1429) и Печенгский на мурманском берегу Баренцева моря (основан в 1533) - были наряду с г.Колой в XVI в. важными узлами обороны русского Севера, долгое время успешно прикрывая его от иноземных вторжений. Главным русским портом в Поморье стал Архангельск, перестроенный в 1584 в связи с налаживанием регулярной морской торговли с Западной Европой. Путь в устье Северной Двины был проложен в 1553 англичанином Ричардом Ченслером при попытке отыскать северо-восточный проход в Китай (в АВ 1553 он получил грамоту Ивана IV на право свободной торговли), но для русских возможность плаваний "Студёным морем" в европейские страны была хорошо известна и не раз использовалась в дипломатических целях ещё в к.XV в. В XVI в. русские мореходы совершали в арктических водах и более трудные путешествия. Не позднее с.XV в. поморы стали регулярно посещать архипелаг Новая Земля, а в к.XV в., т.е. за столетие до голландца Баренца В., добрались до Шпицбергена, названного ими Грумантом.

Оленеводы коми и ненцы

Оленеводы коми и ненцы

К к.XVI в. ими были уже освоены западное побережье Новой Земли и "мангазейский морской ход" - в Обскую губу, на р.Таз с дальнейшим выходом к Енисею. Своими успехами русские полярные мореходы были в немалой степени обязаны кочам - судам, приспособленным для плаваний во льдах благодаря малой осадке, дополнительной обшивке бортов и яйцевидной форме корпуса, предотвращавшей гибель судна при его сжатии льдами. В XVII в. на таких кочах промышленные и служилые люди прошли вдоль всего побережья Северной Азии. Целью этих плаваний, непосредственно связанных с освоением Сибири и Дальнего Востока, были лежбища моржей и устья рек, по которым поднимались до богатых соболем таёжных участков. Первой и Второй Камчатскими экспедициями под руководством Беринга В.И. было доказано существование пролива м.Азией и Америкой, были открыты Алеутские острова и Аляска, а северными отрядами экспедиции было нанесено на карту почти всё побережье Ледовитого океана и, т.о., создана научная основа для прокладки Северного морского пути. В XVIII в. ряд важных открытий был сделан в ходе дальнейшего промыслового освоения Арктики: обследован восточный берег Новой Земли, открыты Новосибирские острова, на которых развернулась добыча мамонтовой кости.

Квены - финно-угорский народ Норвегии

Квены - финно-угорский народ Норвегии

В 1820-х широкую известность получили полярные исследования Литке Ф.П. (у Новой Земли), Врангеля Ф.П. (Колымское побережье). Опыт, накопленный к этому времени российскими моряками в арктических водах, позволил совершить успешное плавание и в Антарктике. 4 ИЛ 1819-1821 шлюпы "Восток" и "Мирный" под командованием Беллинсгаузена Ф.Ф. и Лазарева М.П. опровергли утверждение великого английского мореплавателя Джемса Кука, что "ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше", чем это удалось ему в 1775, пробиваясь к легендарному "южному материку". Они не только обнаружили в южных широтах много ранее неизвестных островов, но и открыли 16 ЯН 1820 "льдинный материк", т.е. Антарктиду, последний, шестой континент нашей планеты.

Для ряда российских исследователей Арктики н.XX в. их заполярные путешествия закончились трагически.

Самый северный в мире народ - нганасаны

Самый северный в мире народ - нганасаны

При поисках "Земли Санникова" погиб Толль Э.В. (1902), попытки пройти Северным морским путем имели печальные последствия для экспедиции Русанова В.А. на небольшом судне "Геркулес" (1912-1913) (в 1902-1903 Русанов В.А. открыл стоянку древних людей в пещере на р.Седью, провёл раскопки "чудских ям" близ деревни Аранец) и Георгия Брусилова на паровой шхуне "Святая Анна" (1912-1914), на пути к Северному полюсу умер от цинги руководитель российской полярной экспедиции 14 АВ1912-6 МР 1914 Седов Г.Я. Но в те же годы русскими военными моряками из Гидрографической экспедиции, прокладывавшими под командованием Вилькицкого Б.А. (экспедиция началась 1 МЙ 1913) на ледокольных транспортах "Таймыр" и "Вайгач" маршрут из Владивостока в Архангельск, было совершено последнее из крупных географических открытий в истории нашей планеты - недалеко от Таймыра обнаружен большой архипелаг, названный впоследствии Северной Землёй. Использование ледокольных судов решило многие проблемы мореплавания в Арктике.

Якутская национальная одежда

Якутская национальная одежда

Первый в мире ледокол, способный преодолевать тяжёлые льды, - "Ермак" - был построен в 1899 по инициативе и под руководством адмирала Макарова С.О., под его же командованием совершал плавания во льдах по Баренцеву морю в 1899 и 1901. и впоследствии сыграл видную роль в налаживании арктического судоходства вместе с такими ледокольными судами, как "Седов", "Сибиряков", "Садко", "Малыгин", "Красин", "Литке", которые также были построены ещё в досоветский период, но снискали широкую известность и славу в 1920-1930-х. Об упрочении позиций России в высоких широтах в н.XX в. свидетельствовали и первые "северные" радиостанции (на Камчатке, на р.Анадырь, под Архангельском, на Новой Земле, у пролива Югорский Шар, на о.Вайгач, п-ове Ямал, о.Диксон), и рождение полярной авиации (полеты Яна Нагурского вдоль Новой Земли в 1914), и новые порты на арктическом побережье, самым перспективным из которых оказался Мурманск, образованный в результате переименования Романова-на-Мурмане 4 ОК 1916. Всё это подготовило прорыв нашей страны в освоении Арктики в советское время.

Чукчи Сибири

Чукчи Сибири

В 1920-е были официально определены границы СССР в Северном Ледовитом океане, закрепленные поднятием государственных флагов на восточном (на о-вах Врангеля и Геральда) и западном (на Земле Франца-Иосифа) рубежах арктического сектора. На о.Шпицберген, отданном под суверенитет Норвегии, наша страна позднее получила право на разработку угольных месторождений. Главной целью было окончательное освоение Северного морского пути. Впервые в одну навигацию по нему в 1932 прошёл из Архангельска ледокольный пароход "Сибиряков" (капитан - Владимир Воронин) с экспедицией Арктического института, возглавляемой Шмидтом О.Ю. Полярные летчики Ляпидевский А.В., Леваневский С.А., Молоков В.С., Каманин Н.П., Слепнев М.Т., Водопьянов М.В., Доронин И.В. 20 АП 1934 стали первыми Героями Советского Союза. 20 СН 1934 Северным морским путём благополучно прошёл в одну навигацию ледорез "Литке", а на следующий год (1935) - четыре обычных грузовых парохода. В 1939 вдоль арктического побережья СССР было совершено двойное сквозное плавание (туда и обратно), что означало окончательное освоение Северного морского пути.

Арктика

Арктика

В годы Великой Отечественной войны по нему с Дальнего Востока в Баренцево море удалось перевезти немало важных для обороны грузов и военных кораблей.

В дальнейшем была налажена регулярная переброска народнохозяйственных грузов в порты Арктики (Игарку, Дудинку, Диксон, Тикси, Певек, бухту Провидения) и крупные сибирские реки. С 20 ДК 1959 в проводке судов приняли участие атомные ледоколы, о возможностях которых можно судить по атомоходу "Арктика", достигшему в активном плавании Северного полюса 17 АВ 1977. Общепризнанны и более ранние достижения нашей страны в освоении центральных районов Ледовитого океана. 21 МЙ 1937- 19 ФВ 1938 последовала зимовка Папанина И.Д., Фёдорова Е.К., Ширшова П.П., Кренкелья Э.Т., котоые создали первую в мире дрейфующую полярную станцию. После второй мировой войны дрейфующие станции стали обыденным явлением в Арктике. Благодаря им далеко продвинулось изучение Северного Ледовитого океана - его подводного рельефа, течений, ветров и т.п. Материальную отдачу от примыкающих к Южному полюсу территорий наша страна получала лишь в 1950-1960, когда в омывающих Антарктиду морях активно действовали советские китобойные флотилии.

Американские эскимосы

Американские эскимосы

30 НЯ 1955 из Калининграда на электроходе "Обь" к берегам Антарктиды отправилась первая советская антарктическая экспедиция Михаила Сомова и состоявшая в основном из сотрудников Арктического научно-исследовательского института которая. В 1956 она высадилась на континенте. 10 МР 1959 была открыта Антарктическая научная станция "Лазаревская", а 21 ФВ 1961 - "Новолазаревская". В 1962 была открыта станция "Молодёжная", которая с 1971 стала главной базой советских антарктических экспедиций. Особое положение занимает станция "Восток", находящаяся внутри континента, в районе Южного геомагнитного полюса и на Полюсе холода Земли (с температурой до -88°С), т.е. в самом суровом и труднодоступном месте нашей планеты. Крайне тяжело доставляются туда и грузы: в основном санно-гусеничными поездами со станции "Мирный". Российские учёные до последнего времени занимали ведущее место в изучении Антарктики и часто действовали в тесном контакте с исследователями из др.стран.

Жилища эскимосов - иглу

Жилища эскимосов - иглу

За последние десятилетия были достигнуты значительные успехи в изучении антарктических морей и климата, прибрежных и внутриконтинентальных льдов, горных пород, разведаны месторождения каменного угля, железной руды, цветных металлов, все более детальной становится карта Антарктиды, местами до с.п. ещё скрывающая под толщей льда свои очертания.

Аранец (Аранеч)  Блага  Бояре  Владимиро-Суздальское княжество  Война  Грамота  Дань  Двор  Действие социальное  Древняя Русь  Исследование социологическое  История  Князь  Колонизация  Мезолит  Мировая война  Монастырь  Народность  Неолит  Новгород  Обычай  Организация социальная  Органицизм  Отечественная война  Православие  Республика  Род  Россия  Свобода  Славяне  Служилые люди  Собственность  Советы  Соловецкий монастырь  Социализм  Суверенитет  Торг  Торговля международная  Труд  Финно-угры  Хозяйство мировое  Ценность  Человек  Экспедиция  Эпоха  Баренц Виллем  Беллинсгаузен Ф.Ф.  Беринг В.И.  Врангель Ф.П.  Иван VI  Калинин М.И.  Лазарев М.П.  Леваневский С.А.  Литке Ф.П.  Макаров С.О.  Русанов В.А.  Седов Г.Я.  Толль Э.В.  Шмидт О.Ю.  1429  1499  1533  АВ 1553  1553  1584  1775  4 ИЛ 1819  16 ЯН 1820  1821  1899  1901  1902  1902  1903  1912  1912  14 АВ 1912  1 МЙ 1913  1913  6 МР 1914  1914  1914  4 ОК 1916  1932  20 АП 1934  20 СН 1934  1935  21 МЙ 1937  19 ФВ 1938  1939  30 НЯ 1955  1956  10 МР 1959  20 ДК 1959  21 ФВ 1961  1962  1971  17 АВ 1977

Карта. Карта побережья Антарктиды Пири Рейса
Карта. Новая Земля в XVII в.

SM