История

Юнг К.Г._

Академия наук  Архетип  Вера  Гимназия  Глобальные проблемы  Гражданство  Группа социальная  Движения социальные  Деятельность  Древняя Русь  Идеализм  Индивидуализм  Интерес социальный  Исследование социологическое  История  Конфликт  Концепция  Миф  Миф политический  Народность  Общество  Почётный гражданин  Президент  Символизм  Собственность  Традиция  Труд  Университет  Философия  Ценность  Человек  Этническая общность  Фрейд Зигмунд  26 ИЛ 1875  1886  1895  1900  АП 1906  1906  1908  1909  1910  1912  1913  АП 1914  ИЛ 1914  9 ИН 1961

Архетип

Архетип (от греч; arche - начало, tipos - образ) - прообраз, первообразное понятие архетипа применялось философами периода поздней античности, к нему обращался Аврелий Августин. Представляют собой врождённые диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определённых мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков.

Виды архетипов

Виды архетипов

При этом речь идёт не о конкретном, чётко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врождённых предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях (Большая мать, Мудрый старик). В XX в. понятие архетипа стало ключевым в психоаналитической концепции Юнга К.Г. Для Юнга архетип - это универсальная модель бессознательной психической жизни, структурный принцип коллективного бессознательного. "Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как и строение нашего тела восходит к общеанатомической структуре млекопитающих". Архетип появляется вместе с жизнью, это априорная (доопытная) форма бессознательного.

Виды архетипов

Виды архетипов

Архетип в "чистом" виде не имеет предметного содержания, он "непредставим", однако является скрытой основой многочисленных образно-символических форм - сказок, легенд, мифов; архетип присутствует в снах, проявляется в видениях, в психических расстройствах, его можно обнаружить в любых человеческих действиях. Архетипы коллективного бессознательного, взятые в аспекте исходных форм, а не дальнейших конкретных выражений, Юнг К.Г. соотносил с инстинктивным поведением животных. Как он писал, "архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Напротив, его форму можно сравнить с системой осей какого-нибудь кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным существованием".

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг

Архетип жертвы - врождённый психический архетип, призванный продемонстрировать собственную слабость и отсутствие амбиций. Предназначен для избегания внутривидовых конфликтов посредством демонстративного признания поражения. Человек использует этот архетип, когда он подсознательно признаёт превосходящую силу др.человека и хочет избежать конфликта. "Классические" внешние проявления этого архетипа:

Тонкий, срывающийся голос

Поднятые плечи

Согнутая спина

Мелкие шажки

Демонстрация огорчения, напр., слёзы

Жалобы и др.

Все эти признаки должны показать, на подсознательном уровне, что их обладатель признаёт свою слабость и отказывается от конфликта. Судя по всему, этот внутривидовой механизм формировался ещё до начала перехода внутривидовой конкуренции с индивидуального на "племенной" уровень.

Виды архетипов

Виды архетипов

Поэтому он работает вполне адекватно внутри небольших замкнутых общин (семья, деревня, двор и т.д.) и не срабатывает, когда в столкновении участвуют малознакомые люди.
Особенный вред демонстрация элементов поведения из Архетипа Жертвы наносит харизме обладателя. Фактически - это публичный отказ (на подсознательном уровне) от притязаний на власть в этом коллективе.

Власть  Двор  Действие социальное  Деятельность  Индивидуализм  Концепция  Конфликт  Культура  Миф  Община  Племя  Род  Структура социальная  Философия  Xаризма  Человек  Юнг К.Г.

SM