История

Коржова Юлия. Брежнев Л.И.

БАМ

БАМ - Байкало-амурская магистраль; железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) выход России к Тихому океану. В первой пол.XIX в. появились первые предложения и проекты транспортного освоения Забайкалья и Приамурья. Первыми о железнодорожном строительстве в этом районе заговорили сосланные в Сибирь декабристы - среди них Бестужев М., Батеньков Г., Завалишин Д. и др. В 1888 Русское техническое общество предложило проложить "железную дорогу через всю Сибирь" от Тайшета севернее Байкала. Ещё в годы изысканий и строительства Транссиба в к.XIX в. не раз выдвигались предложения о прокладке её трассы севернее Байкала. В 1889 полковник генштаба Волошинов И.А. провёл разведку м.рр.Ангарой и Муей, а инженер Прохасько м.рр.Муя и Чёрным Угрюмом. Маршрут Волошинова И.А. в предопределил будущее направление БАМа и прошёл через Усть-Кут, Нижнеангарск, Кумору, далее через Северо-Муйский хребет в долину р.Муи.

Члены интернациональной бригады отряда "Якутский комсомолец" СМП-596 управления "Бамстройпуть", ноябрь 1977 г\. Они завоевали право уложить последнее звено железнодорожного полотна на участке Тында-Беркакит

Члены интернациональной бригады отряда "Якутский комсомолец" СМП-596 управления "Бамстройпуть", ноябрь 1977 г. Они завоевали право уложить последнее звено железнодорожного полотна на участке Тында-Беркакит

Проведённые работы показали трудность географических условий района. Поэтому 29 МР 1891 Транссиб начали строить по южному варианту. С 1904 по 1915 рассматривались различные варианты и предложения о строительстве второй железной дороги в Сибири, севернее Байкала. В 1907-1908 севернее Байкала проводились изыскательские работы экспедиции Половникова В. В 1911 и до 1914 изыскательские партии инженеров Михайловского Э. И. и Афонина И. И. вели работы на маршрутах Иркутск-Жигалово, Тулун-Усть-Кут. С началом Первой мировой войны эти изыскания практически прекратились. В 1924 Совет Труда и Обороны СССР утвердил перспективный план строительства железных дорог страны. В бумагах впервые были обозначены контуры будущего "Второго Транссиба". В 1924-1930 выдвигались проекты дорог Тайшет-Аян, Тайшет-Охотск и Северной Тихоокеанской железнодорожной магистрали.

Строительство Байкало-Амурской магистрали.Один из студенческих строительных отрядов

Строительство Байкало-Амурской магистрали.Один из студенческих строительных отрядов

В 1930 Далькрайком ВКП(б) направил в ЦК ВКП(б) и СНК СССР предложение о проектировании и строительстве второй транссибирской железнодорожной магистрали с выходом к Тихому океану. В этом документе будущая железная дорога впервые названа Байкало-Амурской магистралью (БАМ). В АП 1932 появилось название "Байкало-Амурская магистраль". В 1932 началось строительство Комсомольска-на-Амуре и железнодорожной линии к нему от станции Волочаевка на Транссибирской магистрали. В 1933 вышло правительственное постановление "О строительстве Байкало-Амурской магистрали". Проектным организациям поручено начать изыскания трассы БАМ. В 1933 было начало строительство железной дороги, которая д.б. соединить Тайшет на транссибирской магистрали с Комсомольском-на-Амуре через район к северу от Байкала. Западный пункт примыкания восточного участка БАМа сместили на 64 км (на будущую станцию Бамовскую). В 1934 туда завезли заключённых, построивших Беломорканал. В 1935 была построена линия БАМ-Тында, в месте стыка которой с Транссибом возник посёлок БАМ. 

Строители БАМа

Строители БАМа

В 1937 ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о строительстве БАМа от Тайшета до Советской Гавани. Организован и приступил к работе "БАМтранспроект" - специальная организация по изысканиям и проектированию магистрали (с 1939 - "БАМпроект"), которую возглавил инженер Гвоздевский Ф. За период с 1937- 1942 проектным институтом "БАМ-проект" были составлены проектные задания и технический проект по участкам: Тайшет - Братск, Усть-Кут - Нижнеангарск, Тында - Зея, Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Среди первых руководителей изысканий были инженеры: Джусь Д. И., Фарафонтьев А. А., Маккавеев Н. И. и др. До войны были построены участки Бамовская -Тында, Известковая-Ургал, Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре. В 1938-1940 "БАМтранспроект" работал на участке трассы Байкал-Чара-Тындинский. С началом Великой Отечественной войны изыскательские работы были прерваны и возобновлены лишь по окончанию строительства южной и северной частей Волжской рокады, когда строители получили задание в сжатые сроки ввести в действие восточный участок БАМа.

Воины-железнодорожники на строительстве БАМа

Воины-железнодорожники на строительстве БАМа

Была образована строительная организация № 500 под руководством генерала Гвоздецкого Ф. А. Проект участка БАМа, подготовленный в 1939-1940 был изменён, что позволило сократить стоимость строительства в два раза. Осенью 1942 частично (участок Бамовская - Тында) была демонтирована, а рельсы переброшены под Сталинград. В МЙ 1943 Госкомитет обороны принял решение о строительстве железной дороги Комсомольск-Советская Гавань. 19 ИЛ 1945 было открыто сквозное движение по восточному участку БАМа. Дорога сократила путь грузов на Колыму, Камчатку и Сахалин более, чем на 1000 км. В АВ 1945 Государственный комитет обороны принял решение о возобновлении строительства западного участка БАМа. К этому времени было построено 512 км магистрали, а технические проекты и задания были составлены на всю оставшуюся часть дороги. К строительству западного участка магистрали приступили в 1946. Начальником вновь назначили Гвоздецкого Ф. В 1947 было открыто движение на линии Тайшет-Братск. Введён в эксплуатацию участок Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань (442 км).

Добровольцы отправляются на БАМ

Добровольцы отправляются на БАМ

При строительстве не учли подтопление магистрали при строительстве ГЭС, что впоследствии привело к перестройке подтопленного участка на значительном протяжении. В 1951 был введён в эксплуатацию участок Известковая-Ургал (340 км), а в ИЛ 1951 пошли первые поезда от Тайшета до станции Лена (города Усть-Кут). Это ускорило строительство Братской ГЭС и крупных промышленных объектов в Братске и Усть-Илиме. После чего строительство магистрали было приостановлено на длительный срок. Лишь в 1967 были возобновлены широкомасштабные проектно-изыскательские работы по всей трассе БАМа институтами "Мосгипротранс", "Ленгипротранс" и "Сибгипротранс". В 1964-1975 был электрифицирован участок Тайшет-Лена. 17 НЯ 1971 вышел приказ министерства транспортного строительства об организации управления строительством "БАМстройпуть" на станции Сковородино - первого строительного подразделения современного БАМ. 5 АП 1972 было начато строительство современного БАМа (на станции БАМ отсыпаны первые кубометры грунта в железную дорогу БАМ-Тындинский).

Стройотрядовцы отправляются в дорогу

Стройотрядовцы отправляются в дорогу

8 ИЛ 1974 было опубликовано Постановление ЦК КПСС и СМ СССР No 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Накануне этого, 15 МР 1974 Брежнев Л.И. на выступлении в Алма-Ате назвал БАМ "важнейшей стройкой IX пятилетки". В 1974-1984, главным образом силами заключённых, строительство было продолжено. Впрочем, и комсомол внёс свой посильный вклад. 26 АП 1974-27 АП 1974 был создан "Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ" - первый из таких отрядов на этой стройке. 27 ИЛ 1974 в газете "Правда" вышла передовая статья "От Байкала до Амура" - первая передовая по этой стройке. Началась активная пропагандистская компания новой "великой стройки". В ИЛ 1974 была создана постоянно действующая комиссия СМ СССР по строительству и освоению БАМа. В ЯН 1975 Министерство транспортного строительства приняло решение об организации Главного управления по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали ("ГлавБАМстроя"), начальником назначен Мохортов К.В., зам.министра транспортного строительства. В СН 1975 был создан научный совет АН СССР по проблемам БАМа.

Стройотряд отправляется на строительство Байкало-Амурской магистрали

Стройотряд отправляется на строительство Байкало-Амурской магистрали

14 СН 1975 было уложено "серебряное" звено линии Тында-Чара. Впервые на БАМ прозвучал лозунг "Вперед, на Чару!", то есть к стыковке восточного и западного направлений. В ДК 1975 был пущен первый поезд от Усть-Кута до п.Звёздный. 8 ОК 1976 была учреждена медаль "За строительство Байкало-Амурской магистрали", сразу же ставшая на трассе самой почётной и престижной. В НЯ 1976 был сдан во временную эксплуатацию участок БАМ-Тында (180 км), а в ОК 1977 пущен первый поезд от Тынды к Беркакиту (220 км) (полностью участок введён в эксплуатацию в 1979). В 1977 Технический проект БАМ подписал председатель СМ СССР Косыгин А.Н. 25 ИЛ 1978 вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР No 798 "О мерах по обеспечению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". В ОК 1979 первый рабочий поезд прибыл в Северобайкальск по ветке, проложенной в обход Байкальского тоннеля. 28 ЯН 1980 "ГлавБАМстрой", Дорпрофсож и Штаб ЦК ВЛКСМ на БАМе утвердили "Условия социалистического соревнования строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали за досрочное соединение ключа от БАМа". В 1980 было начато движение по участку Комсомольск-на-Амуре-Берёзовка (199 км).

Где-то на БАМе. Возможно Тында

Где-то на БАМе. Возможно Тында

В ИЛ 1980 была организована Байкало-Амурская железная дорога с местонахождением Управления дороги в г.Тында. В состав Байкало Амурской дороги вошли линия Бамовская-Тында-Беркакит, участок Известковая - Ургал-Чегдомын и находящийся во временной эксплуатации участок Березовка(Дуки)-Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной дороги; участки Усть-Кут(Лена)-Северобайкальск, Ургал-Березовка(Дуки), находящееся во временной эксплуатации Министерства Транспортного Строительства. На Байкало-Амурской дороге созданы три отделения-Ургальское, Тындинское, Северобайкальское. Строительство дороги продолжалось. Были введены в эксплуатацию 556 км путей м.Леной и Нижнеангарском (1981), участок Ургал-Берёзовка (303 км) (1982), Тында-Дипкун (136 км) (1984). 29 СН 1984 на разъезде Балбухта (Каларский район Читинской области) был забит "серебряный костыль". 1 ОК 1984 состоялась укладка "золотых" звеньев БАМа на станции Куанда (Каларский район Читинской области). В ознаменовании этого события на этой станции был открыт монумент славы строителей БАМ.

Строители Байкало-Амурской магистрали

Строители Байкало-Амурской магистрали

27 ОК 1984 состоялся митинг в Тынде, посвящённый открытию сквозного движения поездов по всей Байкало-Амурской магистрали (сквозное движение будет начато в ДК 2001). 12 ИЛ 1985 вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР No 651 "О мерах по дальнейшему строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Дальнейшее строительство было продолжено: введён в эксплуатацию участок Ларба-Усть-Нюкжа (206 км), электрифицированы участки Лена-Нижнеангарск (943 км) (1986), Нижнеангарск-Новый Уоян (179 км) (1987), Новый Уоян-Ангаракан (102 км) (1988). Но и после укладки "Золотого звена" трасса железная дороги не приобрела свои окончательные очертания. Ещё не был достроен 15-километровый туннель под Северо-Муйским хребтом, который д.б. стать самым длинным туннелем в СССР. Вместо него поезда переходили через хребет по длинному перевальному обходу. На обходе не было туннелей, но крутизна подъёмов на нём достигала 40‰, что означало перепад высот в 4 метра на каждые 100 метров пути.

Окончание строительства БАМа

Окончание строительства БАМа

По действующим нормативам движение пассажирских поездов на таких уклонах запрещалось, потому со стороны Северобайкальска они доходили до станции Ангаракан, а со стороны Тынды - до станции Окусикан. Примерно 20-километровый участок м.этими станциями пассажиров везли на на автомобилях-вахтовках по грунтовой дороге. В 1989 вступил в строй новый обход. Его длина была 61 км, и на нем было уже 2 туннеля, а также необычно высокие виадуки с двухъярусными опорами, включая знаменитый Чертов мост. Главная особенность нового обхода - крутизна подъёмов не более 18‰. Теперь пассажиры могли ездить по обходу без ограничений. Этот обход эксплуатируется до с.п.

Плакат про магистраль века

Плакат про магистраль века

4 ЯН 1992 вышло постановление Правительства РФ "О мерах по завершению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и сооружению железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск". В ИЛ 1996 Коллегия МПС приняла решение о разделе Байкало-Амурской железной дороги: восточный участок был передан Дальневосточной ж.д., западный - Восточно-Сибирской. Граница дорог проведена немного западнее станции Хани. 16 ИН 1997 - новое постановление Правительства РФ No 728 "О первоочередных мерах по экономическому стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". 19 ЯН 1999 вышло постановление Правительства РФ No 481 "Вопросы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали", а 17 МР 1999 - Постановление Госдумы РФ о праздновании: "О 25-летии начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Общая протяженность дороги 4300 км. Главная (широтная) линия БАМа - участок Усть-Кут на Лене-Комсомольск-на-Амуре имеет протяженность 3110 км.

Свадьба на БАМе

Свадьба на БАМе

Академия наук  Архивы исторические  Балты  Беломоро-Балтийский канал  Большевизм  Великая Сибирская магистраль  Война  ВКП(б)  Государственная дума  Государство  Действие социальное  Декабристы  Железные дороги  Коллегии  Комиссар  Коммунизм  Комсомол  Медали  Министерство  Мировая война  Народность  Норма социальная  Общество  Организация социальная  Отечественная война  Партия  Первая мировая война  Полк  Почётный гражданин  "Правда"  Престиж социальный  Пропаганда  Профсоюзы  Республика  Россия  Совет министров  СНК  Советы  Современное общество  Социализм  Ссылка  Сталинградская битва  Транссибирская магистраль  Труд  Ударники  Федерация  Экономика  Экономический рост  Экспедиция  Эксплуатация  Электрификация  Брежнев Л.И.  Косыгин А.Н.  Ульянов В.И.  1888  1889  29 МР 1891  1894  1904  1907  1908  1911  1914  1915  1924  1924  1930  1930  АП 1932  1932  1933  1934  1935  1937  1937  1938  1939  1939  1940  1942  1942  МЙ 1943  19 ИЛ 1945  АВ 1945  1946  1947  ИЛ 1951  1951  1964  1967  17 НЯ 1971  5 АП 1972  27 АП 1974  15 МР 1974  26 АП 1974  27 АП 1974  8 ИЛ 1974  27 ИЛ 1974  ИЛ 1974  ЯН 1975  14 СН 1975  СН 1975  ДК 1975  1975  8 ОК 1976  НЯ 1976  ОК 1977  1977  25 ИЛ 1978  ОК 1979  1979  28 ЯН 1980  ИЛ 1980  1980  1981  1982  1 ОК 1984  29 СН 1984  27 ОК 1984  1984  12 ИЛ 1985  1986  1987  1988  1989  4 ЯН 1992  ИЛ 1996  16 ИН 1997  19 ЯН 1999  17 МР 1999  ДК 2001

SM