Поездка Леонида Ильича Брежнева в районы Сибири и Дальнего Востока. 1978 БАМБАМ - Байкало-амурская магистраль; железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) выход России к Тихому океану. В первой пол.XIX в. появились первые предложения и проекты транспортного освоения Забайкалья и Приамурья. Первыми о железнодорожном строительстве в этом районе заговорили сосланные в Сибирь декабристы - среди них Бестужев М., Батеньков Г., Завалишин Д. и др. В 1888 Русское техническое общество предложило проложить "железную дорогу через всю Сибирь" от Тайшета севернее Байкала. Ещё в годы изысканий и строительства Транссиба в к.XIX в. не раз выдвигались предложения о прокладке её трассы севернее Байкала. В 1889 полковник генштаба Волошинов И.А. провёл разведку м.рр.Ангарой и Муей, а инженер Прохасько м.рр.Муя и Чёрным Угрюмом. Маршрут Волошинова И.А. в предопределил будущее направление БАМа и прошёл через Усть-Кут, Нижнеангарск, Кумору, далее через Северо-Муйский хребет в долину р.Муи. Члены интернациональной бригады отряда "Якутский комсомолец" СМП-596 управления "Бамстройпуть", ноябрь 1977 г. Они завоевали право уложить последнее звено железнодорожного полотна на участке Тында-Беркакит Проведённые работы показали трудность географических условий района. Поэтому 29 МР 1891 Транссиб начали строить по южному варианту. С 1904 по 1915 рассматривались различные варианты и предложения о строительстве второй железной дороги в Сибири, севернее Байкала. В 1907-1908 севернее Байкала проводились изыскательские работы экспедиции Половникова В. В 1911 и до 1914 изыскательские партии инженеров Михайловского Э. И. и Афонина И. И. вели работы на маршрутах Иркутск-Жигалово, Тулун-Усть-Кут. С началом Первой мировой войны эти изыскания практически прекратились. В 1924 Совет Труда и Обороны СССР утвердил перспективный план строительства железных дорог страны. В бумагах впервые были обозначены контуры будущего "Второго Транссиба". В 1924-1930 выдвигались проекты дорог Тайшет-Аян, Тайшет-Охотск и Северной Тихоокеанской железнодорожной магистрали. Строительство Байкало-Амурской магистрали.Один из студенческих строительных отрядов В 1930 Далькрайком
ВКП(б) направил в ЦК
ВКП(б) и СНК СССР предложение о
проектировании и строительстве
второй транссибирской
железнодорожной магистрали с выходом к Тихому океану. В этом документе
будущая железная дорога впервые
названа Байкало-Амурской магистралью
(БАМ). В АП 1932 появилось название "Байкало-Амурская
магистраль". В 1932 началось строительство
Комсомольска-на-Амуре и железнодорожной линии к нему от станции Волочаевка на Транссибирской магистрали.
В 1933 вышло правительственное
постановление "О строительстве
Байкало-Амурской магистрали". Проектным организациям поручено
начать изыскания трассы БАМ. В 1933
было начало строительство железной дороги, которая
д.б. соединить Тайшет на транссибирской
магистрали с Комсомольском-на-Амуре через
район к северу от Байкала. Западный пункт примыкания восточного участка БАМа сместили на 64 км (на будущую станцию Бамовскую). В 1934 туда завезли
заключённых, построивших Беломорканал.
В Строители БАМа В 1937 ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о строительстве БАМа от Тайшета до Советской Гавани. Организован и приступил к работе "БАМтранспроект" - специальная организация по изысканиям и проектированию магистрали (с 1939 - "БАМпроект"), которую возглавил инженер Гвоздевский Ф. За период с 1937- 1942 проектным институтом "БАМ-проект" были составлены проектные задания и технический проект по участкам: Тайшет - Братск, Усть-Кут - Нижнеангарск, Тында - Зея, Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Среди первых руководителей изысканий были инженеры: Джусь Д. И., Фарафонтьев А. А., Маккавеев Н. И. и др. До войны были построены участки Бамовская -Тында, Известковая-Ургал, Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре. В 1938-1940 "БАМтранспроект" работал на участке трассы Байкал-Чара-Тындинский. С началом Великой Отечественной войны изыскательские работы были прерваны и возобновлены лишь по окончанию строительства южной и северной частей Волжской рокады, когда строители получили задание в сжатые сроки ввести в действие восточный участок БАМа. Воины-железнодорожники на строительстве БАМа Была образована строительная организация № 500 под руководством генерала Гвоздецкого Ф. А. Проект
участка БАМа, подготовленный в
1939-1940 был изменён, что позволило сократить стоимость строительства в два раза.
Осенью 1942 частично (участок Бамовская - Тында) была демонтирована, а рельсы
переброшены под Сталинград. В МЙ 1943 Госкомитет обороны
принял
решение о строительстве железной
дороги Комсомольск-Советская Гавань. 19 ИЛ 1945
было открыто сквозное движение по восточному участку БАМа. Дорога сократила путь грузов на Колыму, Камчатку и Сахалин более, чем на 1000 км.
В АВ 1945 Государственный комитет
обороны принял решение о возобновлении строительства западного участка БАМа. К этому времени было построено 512 км магистрали, а технические проекты и задания были составлены на всю оставшуюся часть дороги. К строительству западного участка магистрали приступили в
1946. Начальником вновь назначили Гвоздецкого Ф.
В 1947 было открыто движение на линии
Тайшет-Братск. Введён в эксплуатацию
участок Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань Добровольцы отправляются на БАМ При строительстве не учли подтопление магистрали при строительстве ГЭС, что впоследствии привело к перестройке подтопленного участка на значительном протяжении.
В 1951 был введён в эксплуатацию участок
Известковая-Ургал Стройотрядовцы отправляются в дорогу 8 ИЛ 1974 было опубликовано Постановление ЦК КПСС и СМ СССР No 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Накануне этого, 15 МР 1974 Брежнев Л.И. на выступлении в Алма-Ате назвал БАМ "важнейшей стройкой IX пятилетки". В 1974-1984, главным образом силами заключённых, строительство было продолжено. Впрочем, и комсомол внёс свой посильный вклад. 26 АП 1974-27 АП 1974 был создан "Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ" - первый из таких отрядов на этой стройке. 27 ИЛ 1974 в газете "Правда" вышла передовая статья "От Байкала до Амура" - первая передовая по этой стройке. Началась активная пропагандистская компания новой "великой стройки". В ИЛ 1974 была создана постоянно действующая комиссия СМ СССР по строительству и освоению БАМа. В ЯН 1975 Министерство транспортного строительства приняло решение об организации Главного управления по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали ("ГлавБАМстроя"), начальником назначен Мохортов К.В., зам.министра транспортного строительства. В СН 1975 был создан научный совет АН СССР по проблемам БАМа. Стройотряд отправляется на строительство Байкало-Амурской магистрали 14 СН 1975
было уложено "серебряное"
звено линии Тында-Чара. Впервые на БАМ
прозвучал лозунг "Вперед, на Чару!",
то есть к стыковке восточного и
западного направлений. В ДК 1975 был
пущен первый поезд от
Усть-Кута до п.Звёздный. 8 ОК 1976
была учреждена медаль "За
строительство Байкало-Амурской
магистрали", сразу же ставшая на
трассе самой почётной и престижной.
В НЯ 1976 был сдан во временную
эксплуатацию участок БАМ-Тында ( Где-то на БАМе. Возможно Тында В ИЛ 1980 была
организована Байкало-Амурская
железная дорога с местонахождением
Управления дороги в г.Тында. В состав
Байкало Амурской дороги вошли линия
Бамовская-Тында-Беркакит, участок
Известковая - Ургал-Чегдомын и
находящийся во временной эксплуатации
участок Березовка(Дуки)-Комсомольск-на-Амуре
Дальневосточной дороги; участки Усть-Кут(Лена)-Северобайкальск, Ургал-Березовка(Дуки),
находящееся во временной
эксплуатации Министерства
Транспортного Строительства. На
Байкало-Амурской дороге созданы три
отделения-Ургальское, Тындинское,
Северобайкальское. Строительство дороги
продолжалось. Были введены в эксплуатацию Строители Байкало-Амурской магистрали 27 ОК 1984 состоялся
митинг в Тынде, посвящённый открытию сквозного
движения поездов по всей Байкало-Амурской
магистрали (сквозное движение будет
начато в
ДК 2001). 12 ИЛ 1985 вышло
постановление ЦК КПСС и СМ
СССР No 651 "О мерах по дальнейшему
строительству Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали".
Дальнейшее строительство было
продолжено: введён в эксплуатацию участок
Ларба-Усть-Нюкжа Окончание строительства БАМа По действующим нормативам движение пассажирских поездов на таких уклонах запрещалось, потому со стороны Северобайкальска они доходили до станции Ангаракан, а со стороны Тынды - до станции Окусикан. Примерно 20-километровый участок м.этими станциями пассажиров везли на на автомобилях-вахтовках по грунтовой дороге. В 1989 вступил в строй новый обход. Его длина была 61 км, и на нем было уже 2 туннеля, а также необычно высокие виадуки с двухъярусными опорами, включая знаменитый Чертов мост. Главная особенность нового обхода - крутизна подъёмов не более 18‰. Теперь пассажиры могли ездить по обходу без ограничений. Этот обход эксплуатируется до с.п. Плакат про магистраль века 4 ЯН 1992 вышло постановление Правительства РФ "О мерах по завершению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и сооружению железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск". В ИЛ 1996 Коллегия МПС приняла решение о разделе Байкало-Амурской железной дороги: восточный участок был передан Дальневосточной ж.д., западный - Восточно-Сибирской. Граница дорог проведена немного западнее станции Хани. 16 ИН 1997 - новое постановление Правительства РФ No 728 "О первоочередных мерах по экономическому стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". 19 ЯН 1999 вышло постановление Правительства РФ No 481 "Вопросы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали", а 17 МР 1999 - Постановление Госдумы РФ о праздновании: "О 25-летии начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Общая протяженность дороги 4300 км. Главная (широтная) линия БАМа - участок Усть-Кут на Лене-Комсомольск-на-Амуре имеет протяженность 3110 км. Свадьба на БАМе Академия наук
Архивы исторические
Балты Беломоро-Балтийский
канал Большевизм Брежневское
время Великая Сибирская магистраль
Война ВКП(б)
Государственная дума
Государство Действие социальное
Декабристы Железные дороги
Коллегии Комиссар
Коммунизм Комсомол
Медали Министерство
Мировая война Народность
Норма социальная Общество Организация социальная
Отечественная война
Партия Первая мировая война
Полк Почётный гражданин
"Правда" Престиж социальный
Пропаганда Профсоюзы
Республика Россия
Совет министров СНК
Советы Современное общество
Социализм Ссылка
Сталинградская битва
Транссибирская магистраль
Труд Ударники
Федерация Экономика
Экономический рост
Экспедиция Эксплуатация
Электрификация Якуты
Брежнев
Л.И. Косыгин А.Н.
Ульянов В.И.
1888
1889
29
МР 1891 1894
1904
1907
1908
1911
1914
1915
1924 1924
1930
1930
АП 1932 1932
1933
1934
|