История

Фёдорова Оксана. Культура России в первой половине XIX в.

Барокко

Барокко (итал.barocco - причудливый, странный) - направление в искусстве к.XVII-с.XVIII вв., связанное с дворянско-церковной культурой периода абсолютизма, стремящееся к отражению величия, пышности, парадности. В истории искусства XIX и особенно XX вв. термином "барокко" начинают обозначать всё европейское искусство XVII-XVIII вв. Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Бернини Л., живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры и живописи - эффектные декоративные композиции, парадные портреты.

Узоры в стиле барокко

Узоры в стиле барокко

Принципы барокко преломились в литературе, театре, музыке. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности. В этот период наблюдается расцвет архитектуры, выразившийся в создании грандиозных городских ансамблей и дворцово-парковых комплексов (Собор и площадь св.Петра в Риме, образованная колоннадой Бернини (1657-1663)). Основополагающей чертой барокко можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Особенность барокко - несоблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем.

Узор в стиле барокко

Узор в стиле барокко

Большое значение приобрели композиционные эффекты, выраженные в смелых контрастах масштабов, цветов, света и тени. Но при этом художники барокко стремятся к достижению ритмического и цветового единства, живописности целого. Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии - Рубенс П.П., Снейдерс Ф., Йорданс Я., ван Дейк А.), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (гл.обр., абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма.

Барокко. Пример декора

Барокко. Пример декора

Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды. Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное, монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. 

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. 

Барокко. Лепнина

Барокко. Лепнина

Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная аффектация - с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т.п.). В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. В Италии - на родине барокко - отдельные его предпосылки и приёмы проявились в XVI в. в станковой и декоративной живописи Корреджо, творчестве Караваджо, постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи.

Сибирское или иркутское барокко

Сибирское или иркутское барокко

Наиболее законченное и яркое воплощение стиль барокко нашёл в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Бернини Л., архитектора Борромини Ф., живописца Пьетро да Кортоны. Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек Гварини Г., бравурности живописи Розы С. и Маньяско А., головокружительной лёгкости росписей Тьепопо Дж. Б. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала. В Испании в XVII в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Эрреры X.Б.де, в реалистической живописи Риберы X.де и Сурбарана Ф., скульптуре Монтаньеса X. В XVII в. в постройках Чурригеры X Б.де формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в "ультрабарокко" стран Латинской Америки).

Узор в стиле барокко

Узор в стиле барокко

Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы Фишер фон Эрлах И.Б. и Хильдебрандт И.Л., живописец Маульберч Ф.А.), и абсолютистских государствах Германии (архитекторы и скульпторы Нейман Б., Шлютер А., Пеппепьман М.Д., братья Азам, семья архитектора Динценхофера, работавших также в Чехии). Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до с.XVII в. побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма, оба направления слились в единый помпезный т.н. большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Лебрена Ш.). Понятие "барокко" иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру XVII в., в т.ч. на явления, далёкие от барокко по содержанию и стилю (напр., "нарышкинское барокко", или "московское барокко", в русском зодчестве к.XVII в.).

Барокко. Примеры узоров

Барокко. Примеры узоров

Во многих странах Европы в XVII в. сложились и яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные художественные традиции реализма. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Веласкеса Д. в Испании, Халса Ф., Вермера Я. Делфтского, Рембрандта в Голландии и др.), принципиально отличном, а порой и сознательно противопоставленном художественным концепциям барокко. В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую пол.XVIII в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Довольно много памятников стиле барокко находятся в Царском Селе. Иногда в стиле барокко могли строится даже культовые здания. Так, Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь, достаивался при Елизавете Петровне и получил обработку в стиле барокко.

Барокко

Барокко

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитекторы Земцов М.Г., Растрелли В.В., Ухтомский Д.В.); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Растрелли Б. К. и др.) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой полXVIII в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х повсеместно вытесняется классицизмом.

Узор в стиле барокко

Узор в стиле барокко

Абсолютизм  Австрия  Автономия  Академия  Аристократия  Архитектура  Блага  Буржуазия  Быт  Власть  Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь  Государство  Гуманизм  Гуманность  Дворцы  Дворянство  Демократия  Закономерность  Идеализм  Иерусалим  Интерес социальный  Иррационализм  Искусство  Католицизм  Классицизм  Конфликт  Крестьяне  Культ личности  Культура  Личность  Материализм  Миф  Монархия  Монастырь  Натурализм  Национальное самосознание  Нация  Общество  Обычай  Памятник  Писцы  Рациональность  Реализм  Революция  Россия  Санкт-Петербург  Свобода  Собор  Субъективизм  Традиция  Украина  Усадьба  Царское Село  Церковь  Человек  Эволюция  Эпоха  Эстетическое  Елизавета Петровна  Пушкин А.С.  Растрелли Ф.Б.1657  1663

SM