История

Филипп Колычев_

Бернардинцы

Бернардинцы или Бернардинские монахи - это название носили во Франции и Италии цистерцианские монахи, придерживавшиеся более строгого бенедиктинского устава, в память св.Бернарда Клервоского. В Польше и Литве бернардинцами называли орден, который по отношению к соблюдению монашеской дисциплины занимал среднее положение м.меньшим и строжайшим уставами св.Франдаска Ассизского и именовался меньшей братьей, обсервантами. Этих монахов в др.странах называли францисканцами; польские же францисканцы, имевшие одинаковый с бернардинцами, но менее строгий устав, в противоположность последним, имевшим право владеть недвижимым имуществом и капиталами, не прибегая к поиску пропитаны милостыней, составляли отдельный от бернардинцев монашеский орден, известный под названием францисканцев или конвентуалов. Обсервантов же назвали в Польше бернардинцами от церкви, построенной в 1453 Казимиром IV Ягеллоном в честь св.Бернарда Сиенского, главного преобразователя этого ордена.

Монах-бернардинец

Монах-бернардинец

После утверждения первоначального устава св.Франциска папой Иннокентием III сначала в 1210 лишь словесно, без издания о том буллы, потом в 1215 на вселенском третьем Лютеранском соборе, и после смерти основателя этого ордена, м.последователями его произошли разногласия относительно степени соблюдения предписаний устава. Одни проповедовали строгое, без малейшего послабления исполнение всех правил, согласно данному обету, др.же утверждали, что подражание нищенской и суровой жизни св.Франциска представляется превышающим человеческие силы, а потому совершенно невозможным. В виду этого различия во взглядах, в отдельных монастырях образовались различные монашеские общины, хотя в общих чертах жившие по одному уставу, но отличавшиеся др.от друга большей или меньшей строгостью духовной дисциплины, и не подчинявшиеся одному общему для всего ордена начальнику.

Бернардинские монахи

Бернардинские монахи

Происшедшие вследствие этого неурядицы и злоупотребления заставили папу Льва Х издать 29 МЙ 1517 особую буллу, которою над всеми монахами францисканского ордена устанавливался один, избираемый из обсервантов, начальник со званием "генерала францисканского ордена"; отдельным же, различествующим м.собой по соблюдению устава общинам предоставлено иметь начальников под именем "генеральных магистров". Строгость жизни и заслуги меньшей братьи или миноритов вскоре доставили им такую популярность и значение, что уже 9 лет после утверждения папой франдисканского ордена, в совещаниях генерального капитула в Амизи участвовали до 5000 депутатов от разных монастырей этого ордена. Число последних быстро увеличивалось, благодаря пожертвованиям, делаемым в пользу этого ордена набожным средневековым населением всех государств Западной Европы. В 1506 в 48 бернардинских "провинциях" было во всей Европе 1252 монастыря, в 1788 число провинций возросло до 170, монастырей же мужских - до 5580 и женских - до 848, с 69000 монахов и монахинь.

Папа Лев X

Папа Лев X

Этот монашеский орден заключал в себе три разряда (ordines) лиц, именно: первый, состоящий из священников и клириков, обязанных на ряду с церковной деятельностью заниматься науками, второй - из светских послушников или т.н. "лаиков профессоров" (laici professi), дающих так же обет послушания, целомудрия и нищенства, почему имеют право носить капюшон, но от первых отличаются тем, что не обязаны были обладать какими бы то ни было научными познаниями, и наконец третий, который составляли миряне, дающие обет повиновения и целомудрия, но могущие свободно распоряжаться своим имуществом и отказывать его по завещанию. Этот разряд носил название "тердиариев" и, как не исполняющий всех обетов монашества, был лишён права носить капюшоны. Из обсервантов трое достигли папского престола, именно: Николай IV, Сикст IV и Александр V; кардиналов из монахов этого ордена до 1563 было 29, патриархов - 7; архиепископов - 153; епископов - 1513, апостольских и монарших легатов - 202; святых, торжественно канонизированных - 28; беатифидированных - 100; мучеников - до 1500. 

Бернардинцы

Бернардинцы

В виду значительных услуг, оказанных обсервантами церкви, папы Иннокентия VI предоставил им в 1342 исключительное право охранения Гроба Господня и др.святых мест в Палестине, в силу чего там возникло много монастырей этого ордена, а иерусалимский "гвардиан" или архимандрит его стал с тех пор апостольским комиссаром всей Азии, с правом епископского служения. В память чудесного сновидения папы Иннокентия III, которому, перед утвержденном ордена, явился во сне св.Франциск, поддерживающий на своих плечах распадающуюся лютеранскую базилику, д.с.п. при короновании пап упоминается в торжественной литургии об этом святом. К францисканскому же ордену, но с более суровым чем у бернардинцев уставом, принадлежат ещё капуцины и реколлекты или реформаты . Бернардинцы носят тёмно-серые или коричневые рясы, с заплатками, в знак нищенства, опоясываются белым шерстяным шнурком с тремя узлами, напоминающими три главные обета, и бреют большую часть головы.

Бернардинцы

Бернардинцы

На печати, общей всем отделениям бернардинского ордена, изображены две руки, скрещенные под крестом, одна из них голая, др. - в рукаве, символически обозначающие общность страданий св.Франциска с Христом. Кр.того каждая провинция имеет свою особую печать с изображением различных святых.

Бернардинцы в Польше. В 1452 Казимир IV Ягеллон предоставил Владиславу Венгру с тремя его товарищами, принадлежавшими к бернардинскому ордену, тесное помещение в предместье Кракова при церкви св.Креста. В 1453 прибыл в Краков, дважды приглашаемый в Польшу королём Казимиром и кардиналом епископом краковским Зигневом Олесницким, св.Иван Капистран, ученик и последователь св.Бернарда Сиенского, преобразователя устава св.Франциска и основатель ордена Меньшей братии или Обсервантов, посланный последними в 1451 в Чехию для борьбы с гусситами. Произнесённые Капистраном перед церковью св.Войцеха проповеди сильно подействовали на краковское население: более 100 молодых людей оставило академию и постриглось в монахи. 

Бернардинцы

Бернардинцы

Такое увеличение числа бернардинцев, при невозможности поместить их при церкви св.Креста, склонило Ивана Олесницкого, воеводу сандомирского, внять увещаниям брата его кардинала и отвести им значительный участок земли под горою, за городскими стенами, при западных воротах, недалеко от замка на предместье, называемом Стародом и выстроить им здесь деревянный монастырь с церковью в честь св.Бернарда Сиенского. Это пожертвование было утверждено королевским дипломом, выданным в МР 1454. В том же (1454) году княгиня Анна Мазовецкая, прибыв в Краков на бракосочетание короля с Елисаветою Австрийскою, познакомилась с Иваном Капистрацом и его братией и по возвращении в Варшаву построила там на берегу Вислы каменный монастырь с церковью, снабдив его капиталом и выбрав его местом своего погребения. Церковь эта после пожара 1509 была возобновлена княгиней Мазовецкой Анной, урождённой Радзивилл. Вскоре и в др.городах стали возникать бернардинские монастыри: в Кобылине - 1456; в Познани - большой с двумя церквами в 1457;

Бернардинская монахиня

Бернардинская монахиня

в Люблине, основанный Яковом Куандтом (Quandt), советником магистрата, в 1460; в Риге - в 1463 принадлежавший конвентуалам монастырь был отдан архиепископом Сильвестром обсервантам; в Калинине бернардинский монастырь был основан Иваном Грущинским, архиепископом гнезненским в 1465; в Варте - Герардом из Брудзева, краковским каноником в 1467; в Радоме - Николаем Казановским в 1468; в Опатове - Тарном в 1472; в Самборе в 1472; в Быдгоще в 1480; в Скемпе - Николаем Коспеньским, епископом холмским в 1498; в Казимерже - Иваном Любранским, епископом познанским в 1514; в Прасныше - Павлом Коспиком, мечником цехановским в 1687; в Зочеве - Рушковским из Рукшин, мечником галицким, в 1608; в Казанове - Леронимом Казановским в 1623; в Петрокове - Фдоином, Станиславом и Лаврентаем Старчевскими в 1626; в Лукове - Еразмом Домашевским и Антонием Езерским в 1628; в Карчовке - Мартином Шишковским, епископом краковским, в 1628; в Ленчице - Доротею Пиво, женою плоцкого подчашего, в 1632; в Кальварш - Сигизмундом Рачинским, в 1638; в Альвернии - Капистраном Корытницким, в 1638

Наполеон Орда. На акварели 1877 года он запечатлел днепровский пейзаж в районе города с мостом и парой церквей Заднепровского посада (справа). Слева бернардинский монастырь с костелом св. Антония и далее (у левого края рисунка) Покровская церковь

Наполеон Орда. На акварели 1877 года он запечатлел днепровский пейзаж в районе города с мостом и парой церквей Заднепровского посада (справа). Слева бернардинский монастырь с костелом св. Антония и далее (у левого края рисунка) Покровская церковь

в Видаве - Войцехом Венжиком, в 1638; в Остроленке - судьёй Фомой Гоцлавским, в 1666; в Родечнице - Николаем Свирским, суфраганом (епископом викарием) холмским, в 1667; в Ратове - Фомою Варжинским, хорунжим холмским, в 1685; в Парадизе или Велькой-Воли - Казимиром Скурковским, в 1690; в Юзефове - иосифом Потоцким, в 1690; в Чернякове - Станиславом Любомирским, маршалом коронным, в 1691; в Стржегопине - Франциском Белинским, в 1693; в Кржеслине - Николаем Кучинским, в 1743; в Коле - Иваном Гинтцом из Рогова, каштеляном сандомирским, в 1766; в Еленце - Антоном Езерским, в 1749; в Кобылке - Мартином Залуским. Епископом суфраганом плоцким, вт.1760 (первоначально принадлежал иезуитам) и наконец в Пржирове в Тыкоцине неизвестно кем и когда основанные. Бернардины появились в Литве с 1468. Тогда же на счёт некоего купца был построен в Ковне, близ впадения р.Вилии в Неман, первый их деревянный монастырь с церковью в честь св.Георгия. Впоследствии, именно в 1471, на земле, предоставленной ордену Станиславом Сандзивоевичем начали строить, с разрешения короля, каменный монастырь и церковь, которые были окончены лишь в 1504.

Свято-Никольский собор в Дубно. Бывший бернардинский монастырь

Свято-Никольский собор в Дубно. Бывший бернардинский монастырь

В Вильно бернардинцы прибыли со своим начальником Марианом Езюрковским, викарием новообразованной польской провинции, в 1469 по приглашению Казимира IV, который построил для них над р.Вилейкой, близ королевской мельницы, большой деревянный монастырь с церковью в честь св.Франциска и Бернарда и на владение оными выдал диплом от 30 СН 1469. Впоследствии королём Александром в 1500 был построен новый каменный монастырь подальше от мельницы, на том же месте, где он до с.п. находится. В постройке этой принимали участие Николай Радзивилл, виденский воевода, и брат его Юрий, кардинал, соединив на свой счёт монастырь с церковью св.Анны и украсив церковь главами. Лероним же Ходкевич, каштелян виленский, пожертвовал монастырю близлежащий участок земли с дворцом и садами и снабдил церковь богатою утварью и отличным органом. В Гродно бернардинский монастырь был основан в 1494 Александром, великим князем литовским, но каменная церковь была построена лишь в 1695 на деньги, собранные частными лицами.

Бернардинский костел и монастырь. Костел Обретения Святого Креста

Бернардинский костел и монастырь. Костел Обретения Святого Креста

Этот же великий князь основал также в 1498 бернардинский монастырь в Полоцке, впоследствии (в 1696) возобновленный Александром Служкой, воеводой полоцким, а будучи уже королём польским пожаловал виленским бернардинцам в 1504 местечко Вудслав или Буду, в старостве марконском, в минском (ныне видейском) уезде, где они построили деревянный монастырь с церковью, на месте которого в 1643 был воздвигнут каменный, а в 1783 выстроена новая большая церковь. Бернардинские монастыри находились ещё в следующих литовских городах: в Несвиже, основанный князем Николаем Христофором Радзивиллом в 1594; в Заславе - князем Янушем Острожским в 1666;в Кретынге - Иваном Карлом Ходкевичем в 1610 (этот знаменитый гетман очень любил бернардинцев и отправляясь в путешествие или в поход всегда брал с собою одного или нескольких из них; во время войны с турками под Хотином при нем находились бернардинцы: Андрей Гронцюй и Сигизмунд Тышкевич; в Цытовянах - Андреем Волловичем, в 1614; в Минске - Кенсовским, в 1624; в Телыпах - князем Сапегой, великим канцлером литовским, в 1624;

Бернардинский монастырь

Бернардинский монастырь

в Домбровне - Николаем Глебовичем, каштеляном виленским, в 1624; в Слониме - Андреем и Екатериной Радванами, в 1630; в Ивье (ошмянского уезда) - Николаем Кишкой из Цехановца, воеводой Мстиславским, в 1631; в Друе - Казимиром Львом Сапегой, подканцлером литовским, в 1653; в Брест-Литовске - Галимским, в 1659 (здешние церкви и монастыри бернардинцев упразднены в 1830 и перестроены на помещение кадетского корпуса); в Слуцке, - князем Богуславом Радзивиллом, в 1661; в Луцке - Агнессой Станишевской, урожденной Бронич; в Воложине - Иосифом Богуславом Служкой, придворным маршалом литовским, в 1681; в Могилёве - Фёдором Ржевуским, в 1687; в Трашкунах - Владиславом и Анной Соколовскими, в 1696; в Бшнице - Михаилом Казимиром Козеллом, кaзнaчeeм (podskarbi) литовским, в 1700; в Датнове - Иваном Бржостовским, референдарием литовским, в 1701; в Мстиславле - Иваном Гурко, хорунжим витебским, в 1727; и Велоне - Михаилом Pыком, в 1752; в Лукомле - Иваном Лукомским.

Бернардинский собор св.Анны. Вильнюс

Бернардинский собор св.Анны. Вильнюс

Следующие бернардинские монастыри были закрыты в 1832: в Орние, основанный Андреем Млонским, старостой холмским, 1653; в Витебске - Иваном Храповицким, воеводой витебским, в 1676; в Микулине, - Марианом Огинским, каштеляном витебским, в 1720; в Глуске - Александром Полубинским, маршалом волковыским, в 1662; в Мозыре, в Березине - Владиславом Пацем, хорунжним литовским, в 1737; в Селищах - Аосафатом Селявой, воеводой полоцким, в 1726; в Пинске - Михаилом Корыбутом, князем Випшеведким, великим гетманом литовским, в 1717; в Троках - Евстафием Волловичем, епископом виленским, в 1617; в Житомире - Кайетаном Илинским, великим канцлером литовским, в 1764; в Янове, вивницкого у. Подольской губернии; в Ярмолиниках, Цуднове, Ворковидах, Яновке, и Юревичах. В Галиции находятся бернардинские монастыри в следующих местностях: в Львове - старый, деревянный, основанный Андреем Одровонжом, старостой львовским, воеводой подольским, в 1460 был уничтожен пожаром; 

Житель средневекового белорусского города

Житель средневекового белорусского города

нынешний, каменный построен Юрием Мнишком, воеводой сандомиреним, и окончен в 1630; в Самборе - Иваном Одровонжем, воеводой русским, в 1471; в Сокале - Станиславом Гамалинским, епископом холмским, и Иваном Остророгом, воеводой познанским, в 1599; в Зараже - Юрием Збарасеим, каштеляном краковским в 1637; в Лженеве - Матвеем Лестовским, каштеляном белзским, в 1637; в Гвоздце - Софией Пузына, в 1723; в Крыстынополе Щенсным Казимиром Потоцким, каштеляном краковским, в 1695; в Дукли, Пржеворске, Ржешове, в Лежайске - Лукою Опалинским в 1625; в Тарнове в Вадовицах. В княжестве Познанском бернардинцы появились с 1455. Здесь находились их монастыри: в Познани, основанный епископом Андреем из Внина в 1473; в Любове, Быдгоще, Гродзиске и Вехове - в 1502. Первоначально все находившейся в Польше бернардинские монастыри в числе 23 составляли одну "провинцию"; впоследствии развитие этого ордена повело к образованию Червонно Русской провинции св.Михаила Архангела и Литовской св.Казимира.

Жительница средневекового белорусского города

Жительница средневекового белорусского города

Позднее польские бернардинцы были разделены на две провинции: Велико и Малопольскую. 8 волынских монастырей изъявили желание быть включёнными в Литовскую провинцию, что и было им дозволено в 1815. Залуский в своей "Церковной истории Польши" (HistoryJ'a polska duchowna), написанной в 1768, насчитывает бернардинских монастырей: в Малой Польше 20, в Великой Польше 37, в Литве 30 и в Галиции 25. Литовские бернардинцы оказали большие услуги народному просвещению, содержа бесплатные уездные и приходские школы при некоторых из монастырей. Такие школы были в Рашкунах, Датнове, Тельшах, Кретынге, Бенице, Будславе в Минске. Бернардинец был одним из самых популярных типов польского монашества, резко отличаясь от прочего чёрного духовенства. Он набожен и религиозен искренно, без фанатизма, нередко очень образован, хотя нисколько не старается выказывать свою богословскую мудрость, прост, откровения и почти всегда весел, почему и пользуется всеобщею любовью.

Средневековый белорусский музыкант

Средневековый белорусский музыкант

Для приискания средств своему монастырю разъезжает он в маленькой тележке от поместья к поместью) везде встречая радушный приём, причём делает честь угощению своим громадным, перешедшим в пословицу аппетитом, и сообщив хозяевам все слышанные им по пути новости, развеселив рассказом и остроумным анекдотом, отправляется дальше, получив соответственную средствам хозяина лепту деньгами или натурою. Такие поездки для сбора милостыни в пользу ордена носили название "квесты" (kwesta), а собиратели - "квестарей" (kwestarz) и обеспечивали существование монастыря. Исторические данные, относящиеся к бернардинскому ордену встречаются в следующих сочинениях: "Хроника трёх орденов, установленных св.отцом патриархом Франциском" (Kronika trzech zakonоw postanowionych od s. Ojca patriarchy Franciszka) Мартина из Улисбоны, португальца, переведенная с итальянского священником ордена Бернардинцев Бонавентурой Познанцем, (Краков, 1610 и Супрасль 1747); "Прибавлете к хроникам Меньшей Братии св. Франциска" (Addytament do kronik Braci Mniejszych s. Franciszka) Алексия Коралевича (Варшава, 1722).

Белорусская крестьянка

Белорусская крестьянка

Рукописная история бернардинцев, в особенности польской провинции, Ивана Коморовского, а также история этого ордена в Польше, переписанная Людовиком Збончинскнм и Афанасием Кротостою с рукописей, сохранившихся в бернардинском монастыре в Мадриде, находится в библиотеке Залусских, вошедшей в состав Императорской публичной библиотеки в Петербурге.

Династия Ягеллонов

Династия Ягеллонов

Архиепископ  Бенедиктинцы  Блага  Бог  Богословие (теология)  Бояре  Великое княжество Литовское  Воевода  Война  Волыняне  Галич (Карпатский)  Гетман  Государство  Гравюра  Губерния  Денга  Деньги  Деятельность  Епископ  Иерусалим  Император  Имущественное неравенство  История  Кадеты  Канонизация  Канцлер  Капитал  Капуцинки  Княжества  Князь  Комиссар  Луцк  Львов  Магистрат  Маршал  Монастырь  Монах  Народность  Натуральное хозяйство  Обсерванты  Община  Общность социальная  Орден  Отношения социальные  Патриарх  Поместье  Провинция  Просвещение  Речь Посполитая  Род  Русь  Санкт-Петербург  Свобода  Святая земля, Святые места  Собор  Товарно-денежные отношения  Товарное хозяйство  Турки-османы  Уезд  Устав  Хорунжий  Христианство  Церковь  Человек  Бенедикт Нурсийский  Колычев Филипп  1210  1215  1342  1451  1452  1453  1453  МР 1454  1455  1456  1457  1460  1460  1463  1465  1467  1468  1468  1469  30 СН 1469  1471  1471  1472  1473  1480  1494  1498  1498  1500  1502  1504  1504  1506  1509  1514  29 МЙ 1517  1594  1599  1608  1610  1610  1614  1617  1623  1624  1625  1626  1628  1630  1631  1632  1637  1638  1643  1653  1659  1661  1662  1666  1667  1676  1681  1685  1687  1690  1691  1693  1695  1696  1700  1701  1717  1720  1722  1723  1726  1727  1737  1743  1747  1749  1752  1764  1766  1768  1815  1830  1832

Карта. Литва в XIII-XV вв.

SM