История

Рерих Н.К._

Авторитет  Академия  Академия художеств  Апсида  Археологическая культура  Археология  Блага  Буддизм  Восточные славяне  Гимназия  Гости  Губерния  Деятельность  Древняя Русь  Идол  "Из варяг в греки"  Интерес социальный  Искусство  Исследование социологическое  История  Князь  Конвенция  Коммунизм  Культура  "Мир искусства"  Мозаика  Наркомат  Народность  Образование  Общество  Обычай  Отношения социальные  Пакт  Петроград  Писцы  Погост  Половцы  Псков  Революция  Род  Россия  Русь  Санкт-Петербург  Символизм  Славяне  Труд  Университет  Философия  Финляндия  Ценность  Церковь  Цивилизация  Человек  Эмиграция  Экспедиция  Эпос  Бородин А.П.  Дягилев С.П.  Игорь Святославич  Куинджи А.И.  Кустодиев Б.М.  Римский-Корсаков Н.А.  Стравинский И.Ф.  Чичерин Г.В.  27 СН 1874  1891  15 АВ 1893  1893  1893  1897  1899  1900  1901  1902  1903  1903  1904  1907  1909  1910  1910  1911  1912  1914  1915  1915  1916  21 АВ 1918  1919  1920  1920  1921  1922  1923  1923  1923  1928  1928  1929  1934  1935  1935  1947  13 ДК 1947  1954

Буддизм

Буддизм - одна из трёх мировых религий, хронологически наиболее древняя. Основной пафос буддизма, учения, созданного Гаутамой (632-544 до н.э.), заключается в трёх ключевых идеях: а) ненасилие; б) благоговение перед любой формой жизни; в) избавление от страстей - причины страданий.

Калмыцкий хорул близ Астрахани. Степаном Михайловичем Вишневским, "светописный" кабинет которого был открыт в 1861 В Астрахани

Калмыцкий хорул близ Астрахани. Фото выполнено Степаном Михайловичем Вишневским, "светописный" кабинет которого был открыт в 1861 в Астрахани

Принц, наделённый всеми возможными физическими достоинствами, интеллектуальными (совершенствами, богатством, властью, казалось бы, был "обречён" на праздную и беззаботную жизнь в своем дворце, но однажды Гаутама (до тех пор тщательно оберегаемый отцом от созерцания людских страданий) увидел нищего; столкнулся с больным, обезображенным последствиями страшной и мучительной болезни; встретился с неутешными людьми, шествовавшими за погребальными носилками; и наконец, смог лицезреть монаха, спокойного и углублённого в свои молитвы. Итак, он увидел страдания человеческие и путь спасения - путь аскезы. Гаутама стал отшельником, пытаясь найти путь спасения человечества от страданий. Он создал новое учение и начал проповедовать его людям, причём местом своей проповеди выбирает город Бенарес, один из главных центров брахманистской религии. Суть своего учения теперь уже Будда (Просветлённый) свёл в "четыре благородные истины буддизма", изложенные им в Первой бенаресской проповеди:

Самый высокий в мире замок: дворец Потала в Тибете. Это архитектурное творение никого не может оставить равнодушным. Загадочный, непредсказуемый и хранящий многовековую мудрость поколений, дворец представляет собой грандиозный храмовый комплекс, возведенный на высоте 3767 метров над уровнем моря

Самый высокий в мире замок: дворец Потала в Тибете. Это архитектурное творение никого не может оставить равнодушным. Загадочный, непредсказуемый и хранящий многовековую мудрость поколений, дворец представляет собой грандиозный храмовый комплекс, возведенный на высоте 3767 метров над уровнем моря

Жизнь есть страдание (рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется; т.е. пятикратная привязанность к земному - др.словами, вся человеческая жизнь, включая и то, что люди считают наслаждением, есть страдание)
Причина страданий - страсти, желания человека (Будда говорил: "Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения"; принципиально важно подчеркнуть, что источник страданий - само желание жизни)
Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний путём достижения нирваны (нирвана - это состояние отсутствия, преодолённости страданий, отсутствие страданий. Её сущность - отсутствие желаний, страстей, уход от мира; как полный покой, абсолютная непроницаемость для желаний и страстей)

Лама дацана. Урга

Лама дацана. Урга

Путь, ведущий к нирване, - это восьмичленный путь спасения: 1) истинное воззрение, или усвоение четырёх благородных истин буддизма; 2) истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы; 3) истинная речь: воздержание от лжи, слов, не относящихся к нравственной цели; 4) истинные поступки, ненасилие, не нанесение вреда живому; 5) истинный образ жизни: развёртывание истинных поступков в линию поведения; 6) истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, ибо дурные мысли могут возвращаться; 7) истинное памятование: постоянно помнить о том, что всё преходяще; 8) истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека.

Учение буддизма потребовало создания весьма тщательно разработанной философии и даже особой логической системы, ибо в спорах буддистов с брахманистами по условию проигравший д.б. принять веру победителя или покончить с собой (именно буддистам принадлежит единственная в мире логика, не восходящая к учению Аристотеля, - логика навья-ньяя, или новый метод).

Буддийские священники

Буддийские священники

Фундаментальной философской энциклопедией буддизма стал трактат "Абхидхармакоша", написанный в V в. Васубандху. В нём содержится попытка по-новому интерпретировать главные концепции буддизма (четыре благородные истины, закон причин и следствий, закон морального возмездия, путь спасения, перерождения, нирвана и др.) на основе теории элементов бытия (дхар ма). Трактат Васубандху отличается чёткой постановкой вопросов, логикой, тонким анализом и доказательностью. Одна из главных задач трактата - установление истинного значения термина "дхарма" как "элемента бытия", психофизического компонента, составляющего человеческую личность. Элемент бытия (дхарма) определяется Васубандху как "несущий (держащий) собственный признак". Дхарма материальна и нематериальна. Как правило, дхарма существует лишь в настоящий момент, хотя возникновение её из небытия и исчезновение в небытии также предполагают какую-то форму её жизни.

Ламы у Желтого дворца

Ламы у Желтого дворца

Существует бесконечное множество дхарм, беспрестанное возникновение которых на один миг и составляет материальный и нематериальный мир человеческого бытия и личности. Дхармы делятся на "омрачённые" и "неомрачённые"; это дало возможность буддийским мыслителям разработать обстоятельную методику и технику освобождения человеком самого себя от "омрачённых" элементов и приобретения благоприятных условий на пути достижения нирваны. Буддийское понимание кармы: а) волевые усилия и целенаправленные действия, сопровождающие волевые усилия; б) воля вселенной, всеобщая сила, которая поддерживает текущую жизнь и моделирует её формы в различных мирах, жизненное усилие. На первом пункте настаивали сторонники хинаяны ("малая колесница", или "узкий путь спасения" - только путь монаха), на втором - последователи махаяны ("большая колесница", или "широкий путь спасения", когда святой или просветлённый может лично спастись сам, но он останется в океане слёз, море страданий, чтобы спасти др.). В обыденном понимании карма поясняется такими примерами.

Приветствовавший государя-наследника в Ацагатском дацане главный Бандида-Хамба

Приветствовавший государя-наследника в Ацагатском дацане главный Бандида-Хамба

"В неурожайный год отец сказал про мешок с пеплом, что он - с мукой. Два его сына очень верили в существование муки и жили благодаря этому долгое время. Однажды, открыв мешок, они увидели пепел и, оставшись без надежды, умерли". Васубандху приводит и др. пример: "Из океана на сушу выходят большие черепахи, кладут в песок яйца, покрывают их песком и снова уходят в океан. При этом у матерей, которые думают о яйцах и не забывают их, яйца не гниют. А у тех, которые забывают, гниют". В этих примерах карма - это сила, выполняющая роль духовной пищи, поддерживающая жизненную силу. Решающее воздействие кармы происходит после физической смерти человека. Именно в момент смерти-рождения сила кармы должна проявить всю свою мощь. В соответствии с накопленными добродетелями и пороками реальной жизни эта сила в одно мгновение должна "перетряхнуть" все составляющие личность дхармы. Но это ещё не всё.

Ступы монашеского квартала Гандан в Урге

Ступы монашеского квартала Гандан в Урге

Эта сила должна распределить заслуги не только на предстоящее существование и определить интенсивность их воздействия и форму реализации, но и для последующей жизни. В этот же момент определяется окончание "срока деятельности" одних деяний и продлевается действие др.; карма должна к тому же определить место рождения, родителей, страну, расу, облик, характер, состояние сознания и т.д. В индивидуальном плане концепция кармы призвана обеспечить нравственную ответственность за свои поступки, слова и мысли. Она "является чем-то роковым в том смысле, что человек не может изменить последствий своих поступков". С дру.стороны, буддизм (особенно по сравнению с брахманизмом) несколько ограничивает действия кармы и предоставляет человеку определённую свободу для сознательного выбора своих действий. Др.словами, действия и поступки, вероятно, предопределены кармой, но у человека остается возможность совершить их при той или иной степени благости или греховности мысли. Т.е., можно говорить о существовании определённой области для проявления некоторой свободы воли.

Буддистский монах Thich Quang Duc поджег себя в знак протеста против религиозного преследования правительством Вьетнама. 11 ИН 1963, Сайгон

Буддистский монах Thich Quang Duc поджег себя в знак протеста против религиозного преследования правительством Вьетнама. 11 ИН 1963, Сайгон

Наиболее общим условием её осуществления будет направление усилия сознания в сторону благоприятного, неблагоприятного или нейтрального. Такой подход позволяет провести теорию о действии в плоскость практической деятельности человека (в идеальной, речевой, материальной сферах). Перенесение моральной ответственности с Бога на самого человека было важным моментом в развитии учения о человеке в индийской философии. Человек в буддизме стал творцом собственной судьбы и самого себя.

Блага  Бог  Вера  Власть  Дворцы  Действие социальное  Деятельность  Закон  "Золотое правило" нравственности  Индивидуализм  Интеллектуал  Истина  Концепция  Личность  Материализм  Монархия  Мораль  Потребительского поведения теория  Потребность  Род  Роль социальная  Свобода  Собственность  Современное общество  Судьба  Сфера  Философия  Хронология  Человек  Аристотель

SM