Зыряне на уборке ячменя "Бурсьылысь""Бурсьылысь" (коми - певец добра) - религиозное течение, возникшее на верхней Вычегде на рубеже XIX-XX вв. Его организатором был крестьянин с.Мыёлдино Степан Ермолин. Первоначально он переводил на коми поучения местного священника, а затем начал сам читать крестьянам проповеди собственного сочинения. Написал на коми языке несколько песен духовного содержания, перевёл на коми псалтырь и несколько псалмов. Со временем в проповеднической деятельности Ермолина С. усмотрели отход от канонов православия, и в 1905 ему было запрещено "учительствовать" среди православных. Церковь в с.Ульяново Усть-Куломского района Но Ермолин С. продолжал проводить "духовные беседы" ("бур кывзöм") в Мыёлдино, Усть-Неме, Пожеге, Доне и Большелуге, и вокруг него сформировался постепенно расширявшийся круг приверженцев его учения, гл.обр., женщин. В Мыёлдинском приходе в 1912 учение Ермолина С. приняли 60 семей из 267, в Усть-Немском приходе его приверженцы имелись примерно в 100 семействах. Появились и др.проповедники, добиравшиеся с беседами о "степановой вере" даже до Великого Устюга, но за пределами пяти вышеперечисленных приходов последователей "бурсьылысь" практически не было. "Бурсьылысь" придерживались в целом догм и обрядов православной церкви. В частности, они продолжали причащаться и исповедоваться у священников. Троицко-Печорский район. Якша Но в их вероучении возобладали элементы мистицизма: последователи "степановой веры" допускали возможность непосредственного общения с Иисусом Христом, Богородицей, ангелами, и такие видения считались знаком особой благодати. Ермолин С. стал в глазах своих учеников величайшим авторитетом, ему стали приписывать сверхъестественные способности, а некоторые поклонники даже назвали его Христом. Остальных православных "бурсьылысь" считали "некрещёными и тёмными". В 1912 Синод заключил, что "беседы Ермолина, соединённые с искажением православно-церковного учения, содействуют распространению сектантства и суеверий, вредны для интересов православия в Усть-Сысольском крае". Река Малый Аранец Синод поручил епископу Вологодскому и Тотемскому издать специальные брошюры и листки с "обличением проповедей Ермолина". Священники и миссионеры выступали в верхневычегодских селениях с критикой "степановой веры", власти запретили проведение "духовных бесед". Степана Ермолина оштрафовали, ему запретили выезжать из Мыёлдино. Вскоре число членов секты "бурсьылысь" сократилось. Авторитет Блага Вера Власть Вологда Деятельность Добро и Зло Епископ Зыряне Интерес социальный Календарная обрядность восточных славян Крестьяне Пожег (Пожoг) Православие Секта Синод Собственность Усть-Нем (Немдiн) Церковь Частная собственность 1905 1912
|