История

Караван

Великий шёлковый путь

Великий шёлковый путь - торговые пути со II в до н.э. до к.XVII в. от Китая до Испании. В античной литературе встречаются полные описания Великого шёлкового пути - от берегов Восточного Средиземноморья до Китая. Когда известный историк античных времён Геродот в 430 г.до н.э. рассказывал о торговой дороге, связавшей Восточное Средиземноморье через Урал и Сибирь с Китаем, она насчитывала уже тысячелетие своего существования. И об этом периоде повествуют не древние тексты, а находки археологов.

Средняя скорость передвижения такого каравана составляет 15-25 км в день

Средняя скорость передвижения такого каравана составляет 15-25 км в день

Тот путь проходил через Гиераполь у Евфрата, пересекал Месопотамию, направлялся к Тигру, затем в Экбатаны в Мидии, огибал с южной стороны Каспийское море, проходил древнюю столицу Парфии Гекатомпил, Антиохию Маргианскую, Бакрты и через Комедские горы попадал в бассейн р.Тарим. Раскопки на Урале обнаружили нефритовые кольца, бронзовые топоры и ножи, китайское происхождение которых не подлежит сомнению. Эти вещи были изготовлены очень давно - от 1600 до 1027 г.до н.э. Немецкий профессор Г.-В. Хансиг, много занимавшийся историей Великого шёлкового пути, пишет, что в обратном направлении - с Запада на Восток - везли конскую упряжь, двигались в виде товара конные колесницы. Любопытная деталь: китайские мастера, начав изготовлять конскую упряжь, до мельчайших деталей стали повторять рисунок и отделку греческих образцов.

"Каталонский Атлас" Авраама Креска 1375 г. На рисунке изображен караван, направляющийся в Китай

По этой же дороге попадали в Китай из стран Запада шерсть, стекло и вина. А что шло на Запад? Фарфор, шёлк, бумага, изделия из бронзы и нефрита, позже - порох. Время расцвета торговли приходится на период, окончившийся в девятисотых годах. Важно отметить: античные греки никогда сами не добирались до Китая, так же как и китайцы до Средиземного моря. Международная торговля находилась в руках цепочки купцов. Северный отрезок пути в основном обслуживали скифы. В могильнике, раскрытом на Алтае, были найдены предметы, пришедшие из Китая, и вещи, чьей родиной была Греция. Загадочные скифы, занимавшие промежуточное положение м.Западом и Востоком, были не только активны на евро-азиатских пространствах, но служили у египтян, ассирийцев и Александра Македонского в качестве наёмных солдат и переводчиков. В истории античной Греции они отмечены как полицейские в Афинах и охрана в торговых походах по Средиземному морю.

Великий шёлковый путь

В скифских захоронениях находят остатки шёлковых тканей и настенных ковров с рисунками, воспроизводящими сюжеты из малоазиатского эпоса. Эти же легенды дали мотивы для малой пластики - фигурок, вырезаемых из бивней мамонта. Скифы, обслуживая срединную часть шёлкового пути, связывавшего многие народы, немало сделали для распространения в тогдашнем мире религиозных культов, идей и обычаев и, конечно, - технологии оружия. Некоторые историки считают, что дорога из Европы была нужна Китаю не для решения хозяйственных проблем (в стране в этом отношении было относительно благополучно), желание торговать с Западом отражало "интерес к экзотическому и роскоши". Это отвечало и китайскому пониманию своего государства как "срединной империи": "всё приходят к нам, и все что-либо приносят". Торговых гостей всегда в Китае было достаточно, но ими интересовались в основном самые верхние слои общества. Для владык привозили с Запада лошадей, янтарь, экзотических животных, напр. страуса или носорога. 

Караван в пустыне

Караван в пустыне

Люди низших ступеней социальной иерархии получали ароматный мускус, лекарства, ладан. Простой же народ воспринял идеи буддизма, пришедшие из Индии (один из рукавов шёлкового пути проходил через эту страну). Буддизм вступил на китайскую почву уже в нашу эру, во втором столетии, а в V и VI вв. он пустил глубокие корни в сознание китайского народа и, по существу, стал второй государственной религией наряду с конфуцианством. Вначале облик Будды, древние статуи которого сохранились до с.п., носил индийские черты, лишь потом у изображений божества появились в лице китайские штрихи. В к.VIII в. караванные дороги притянула к себе столица Арабского халифата Багдад. В средние века в географию Великого шёлкового пути была включена Древняя Русь. Арабские купцы освоили бассейн Волги и добирались до русского Севера, где "отсутствует ночь летом и день зимой". Путешествие по Великому шёлковому пути было очень длительным и опасным. Время в пути для каравана, шедшего от северных берегов Каспийского моря в Пекин составляло не менее 260 дней, а с учётом стоянок занимало более года. Оазисы и храмы на пути "шёлковой дороги" были центрами, где шла торговля и размещались военные гарнизоны.

Великий шёлковый путь

В Дунгане, напр., стоящем на западной границе Китая, проверялся вывозимый товар, одновременно подвергались досмотру и записи, сделанные в Китае. Остался любопытный документ. Путешественник, побывавший в Китае в III в., хотел вывезти в Самарканд свои заметки о стране. Ему это не разрешили, и записи сохранились в Дунгане до наших дней. Основными товарами, которые купцы везли из Китая, Средней Азии долгое время были: китайский шёлк, драгоценные камни, жемчуг, украшения, фаянсовая и фарфоровая посуда, перец, пряности, ладан, мирра. Западная Европа до н.ХIХ в. ничего не могла противопоставить азиатским товарам. В средние века развитие мореплавания способствовало становлению дальней морской торговли. Теперь путь из Персидского залива в Китай занимал всего 120 дней. Быстрота передвижения, возможность перевозить значительно больше товаров, относительная дешевизна перевозок привели к тому, что с к.XV в. значение сухопутного Великого шёлкового пути начинает падать.

Археология  Блага  Бог  Буддизм  Государство  Древняя Русь  Идеализм  Иерархия  Интерес социальный  История  Культ личности  Культура  Купечество  Народность  Общество  Обычай  Отношения социальные  Полиция  Скифская культура  Скифы  Товарно-денежные отношения  Товарное хозяйство  Традиция  Ценность  Эпос

Карта. Великий шёлковый путь

SM