Девушка в вепсском наряде ВесьВесь - прибалтийско-финское (финно-угорское) племя в Приладожье и Белозерье (в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России). С IX в. - в составе Киевской Руси. Самоназвания - вепся, вепсляйжед, бепслаажед, людиникад; до 1917 вепсы официально именовались чудью. Древнейшее самоназвание "вепся" в XX в. почти не фиксируется. Предками вепсов являются средневековые финно-язычные племена веси, значительные группы которой сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми. Этноним "вепсы" распространяется уже в современное время. В бытовой русской речи употреблялись названия "чухари", "кайваны" (которые часто имели пренебрежительно-уничижительный оттенок). Поселения и могильники веси почти не изучены за исключением ряда курганов IX-XIII вв. в восточном Приладожье. Потомки веси - вепсы и, предположительно, карелы-людики. Славяне весью так же назвали небольшое сельское поселение. Вепсские дамы В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса. Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием др.прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во второй пол.I тыс., а к к.этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье. В межозерье м.Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с к.I тыс., постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (напр., в XII-XV вв. вепсы, проникнувшие в районы севернее р.Свирь, стали частью карельского этноса - людиками и ливвиками. В отличие от них, северные вепсы были потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами. Миграции вепсов на северо-восток - в Обонежье и Заволочье - привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью, а в скандинавских и англо-саксонских письменных памятниках отдельные такие группы получили название Биармии. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми. Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации. Курганные могильники X-XIII вв. можно определить как древневепсские. Выступление фольклорного вепсского ансамбля Выделяются три этнографические группы вепсов:
По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп:
Этническая территория этих этнографических групп вепсов не граничит м.собой. По вероисповеданию - в основном православные. Природно-климатические условия небольшой этнической территории вепсов аналогичны прибалтийским. Вепсы были носителями дьяковской археологической культуры. Согласно летописям, обитало в районе Белого озера, а согласно данным исторической топонимики, занимало территорию от восточного Приладожья до Белозерья. Составляли древнейшее население Старой Лалоги. В 859, по данным "Повести временных лет", норманны и хазары поделили сферы влияния в Восточной Европе. Варяги обложили данью с чудь, ильменских словен, мерю и кривичей, весь, а хазары - с полян, северян, вятичей (брали с них дань по серебряной монете и веверице с дыма). Жители вепсской деревни. Предположительно 1930-е гг. Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI в. Остготский историк Иордан упоминал о племени "вас". Арабским географам X-XIV вв. весь была известна как народ вису, живший к северу от Волжско-Камской Булгарии, по соседству с югрой: в книгах Ахмета Ибн Фадлана и аль-Гарнати вису упоминаются наряду с "Арв" (Арской землёй): "Царь <Волжской Булгарии> рассказал мне, что за его страной, на расстоянии трёх месяцев пути есть народ, называемый Вису. Ночь у них менее часа. Жители этой страны мне сообщили <царю>, что подлинно, когда бывает зима, то ночь делается по длине такой же, как летний день, а день делается таким же коротким, как ночь... Я <царь Булгара> написал жителям страны Вису... Они же написали мне...". Русские летописи с XI в. называют этот народ весью. Русские писцовые книги, жития святых и др.источники чаще знают древних вепсов под именем чудь. Булгарские купцы торговали с весью, вывозя меха в обмен на металлические изделия. Гарнати сообщает о странах Вису и Ару, платящих дань булгарам. Там охотятся на бобров, горностаев и белок. Вису, по его словам, находится на расстоянии месяца пути. А за Вису на море Мрака - область под названием Июра. Летом день у них бывает очень длинным, так что, говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной". Исследователи единодушны в определении местонахождения страны Югра арабских источников. Это Югра, распложенная по обоим склонам Северного и Полярного Урала, а так же в восточной части современной Республики Коми. О чём-то своём... Югра - страна и одновременно собирательное название народностей, проживающих на указанной территории: предков современных хантов, северных манси и ненцев. В отношении народа Вису среди учёных нет единого мнения. Часть из них под Вису подразумевает летописную Весь (вепсов), проживающую в области юго-восточной Ладоги и Белого озера. На местах обитания вису наряду с европейскими изделиями и монетами найдено много изделий и монет южного и восточного происхождения. Арабское название народа Вису (Ису, Весу) созвучно с русским антонимом Весь, сообщением Иордана (VI в.) "Вас", Адама Бременского (1070) "Вю-зи" и СаксонаГрамматика (1140-1208) "Ви-синнус". Ещё больше, чем в области Белозерья, монеты и изделия иранского и среднеазиатского происхождения найдены на Верхней Каме. Поэтому, а также по др.соображениям др.ученые Вису относят к Верхней Каме, Нижней Вычегде и Верхней Двине, то есть к территории обитания древних коми, удмуртов и коми-пермяков. Таицкий М.В. пришёл к выводу, что р.Волга (Итиль, Атиль, Этель) у арабов в верхнем течении представляет современную Каму. Такие же указания имеются у арабских писателей Истархи, Ибн-Хаукаля и Якута, а на карте мира Идриси 1154 Волга вытекает с востока и течёт сначала на запад, а затем поворачивает на юг и впадает в Каспий. Имея в виду, что Белозерская Весь уже с IX в. находилась в подчинении русских князей, Талицкий под Вису полагает Камскую Пермь. Вепсский дом Основная часть вепсов до последней трети XV в. жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской. После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. В н.XVIII в. северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские - к Лодейнопольской судостроительной верфи. В 1920-1930-е были созданы "вепсские районы" (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы. В к.1930-х началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики. В 1937 этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена м.Ленинградской и Вологодской областями, тогда же был ликвидирован Винницкий национальный район, а в 1957 был упразднён Шелтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, напр., в 1959 шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области. В 1994 была образована Вепсская национальная волость в Прионежском районе Карелии (с 1 ЯН 2006 - упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три национальных вепсских сельсовета. Бывший центр волости - село Шёлтозеро - расположено в 84 км от Петрозаводска. В Бабаевском районе Вологодской области статусом национального вепсского сельского поселения обладает Куйское сельское поселение (дд.Кийно (Kuja), Никонова Гора (Pondala)). Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге. Охотники В 1897 численность вепсов составляла 25,6 тыс.человек, в т.ч. 7,3 тыс.проживали в Восточной Карелии, к северу от р.Свирь. В 1897 вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозёрского уезда Новгородской губернии. С 1950-х ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1959 в СССР проживали ок.16 тыс.вепсов, в 1979 - 8,1 тыс., в 2002 - 8.240. В период после переписи только в Винницах обнаружены десятки человек, записавшие себя русскими по различным причинам; кроме того, имеются большие сомнения в численности вепсов в Бабаевском районе Вологодской области и др. В связи с этим падение численности вепсов на 4 000 (то есть на треть) за межпереписной период представляется нереальной. По оценкам карельских учёных, реальная численность вепсов была заметно больше: ок.13 тыс.в СССР, в т.ч. 12,5 тыс.- в России (1981). Ок.половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 в СССР проживали 12,1 тыс.вепсов, но только 52 % их называли вепсский язык родным. Небольшие группы вепсов, переселенцев н.XX в., сохранились в Кемеровской области и Усть-Ордынском бурятском округе Иркутской области. В Кемеровской области перепись 2002 зафиксировала 83 вепса. Также 281 вепс был зафиксирован переписью Украины 2001. Среди эпических жанров фольклора вепсов представляют интерес зачатки исторического эпоса - предания о первых насельниках местного края, т.н. панах-предках, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора, напр., погребальные причитания. Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения. По мотивам вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны "Вепсская рапсодия" Пергамента Р., "Вепсская сюита" Вешкарёва Л., "Фантазия на вепсскую тему для квартета кантеле" Голланда А. Девочка в вепсском костюме Традиционное жилище и материальная культура вепсов близки к северорусским, но дома отличаются Т-образной планировкой связи жилой части с крытым двухэтажным двором; в интерьере избы стол занимает финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение. Для женской традиционной одежды характерно бытование юбочного (юбка и кофта) и сарафанного комплексов. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво, хлебный квас. У вепсов не сохранилось эпических поэм, и учёным-фольклористам удалось записать у них лишь относительно небольшое количество народных песен. Национальное самосознание у вепсов выражено в слабой степени, их ассимиляция с русскими находится на весьма продвинутой стадии, т.к. образ жизни, занятия, вероисповедание, обычаи давно уже одинаковы у обоих народов. Весьма сильно и влияние русского языка, которое проявляется в выговоре и в бесчисленных заимствованиях. Носители вепсского языка в настоящее время почти без исключения двуязычны. Беседа Автономия Англичане Арабы Археологическая культура Археология Балты Биармия Булгарское царство, Великая Болгария Буряты Быт (житье, обиход, обычай) Веверица (векша, белка) Вера Власть Власть государственная Влдлгда Вятичи Готы Группа социальная Губерния Дань Двор Древняя Русь Душа Дьяковская культура Жития святых Зыряне Изба Ильменские словене Интерес социальный Иркутск Исследование социологическое История Календарная обрядность восточных славян Карела (карьяла), ижора Киев Князь Колонизация Крестьяне Кривичи Культура Купечество Ладога Летопись Материализм Меря Миграция Ненцы Народность Нация Новгород Новгородские русские Норманны (викинги) Обычай Общество Отношения социальные Писцовые книги Племя "Повесть временных лет" Поляне Православие Пятинные деньги (пятина) Пятины Республика Русь Самосознание Санкт-Петербург Северяне Славяне Советы Соха Социализм Сфера Торговля Традиция Удмурты Украина Урал Черносошные крестьяне Топонимика Уезд Финляндия Финно-угры Финны Хазары Царь Человек Чудь Эпос Этническая общность Этногенез Пётр I Ульянов В.И. 859 1937 1957 1959 1994 1 ЯН 2006 Док. Из книги "Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в восточную и центральную Европу" (1131-1153 гг.)
|