История

Вече в Новгороде

Вече в Новгороде

Вече

Вече (от "вещать" - говорить) - народное собрание на Руси в Х-XIV вв., в котором первоначально участвовали все мужчины, а затем только боеспособные и налогоплательщики, исключая женщин и холопов. Верховный орган племенного самоуправления и суда. Играло большую роль в городах второй пол.ХI-ХII вв., став формой управления во многих городах - центрах отдельных земель.

Вечевое собрание жителей города

Вечевое собрание жителей города

В летописях вече впервые упоминается в Белгороде (город основан в 991) под 997, позднее в Новгороде Великом - под 1016; Киеве - 1068; во Владимире-на-Клязьме - 1157; Смоленске - 1185. Вече созывалось обычно по звону вечевого колокола по инициативе власти или населения; не имело определённой периодичности. Принятое решение одобряли криком. Вече имело постоянное место сбора (Новгород - Ярославово дворище, Киев - двор храма Софии). Постановления веча "старших" городов были обязательны для "младших". На вече часто происходили острые столкновения м.верхушкой населения и городскими низами. В 1340 произошло убийство в Брянске князя по приговору веча. В Новгороде, Пскове, Вятской земле сохранилось до к.ХV-н.ХVI вв. Здесь оно выбирало городское управление. 

Уничтожение республики Новгородской. Автор: Чориков Б. Доставка новгородского вечевого колокола в Москву. За ним шествуют пленные новгородские бояре

Уничтожение республики Новгородской. Автор: Чориков Б. Доставка новгородского вечевого колокола в Москву. За ним шествуют пленные новгородские бояре

Ему принадлежала вся власть в области законодательства, оно решало все принципиальные вопросы внешней и внутренней политики: избирало или изгоняло князя, выносило решения по вопросам о войне, ведало чеканкой монет и т.д. Новгородский вечевой колокол был символом независимости республики. Вече имело свою канцелярию и архив, а вечевая печать считалась государственной. Участниками веча были владельцы усадеб (ок.500 человек), но фактически власть находилась в руках "300 золотых поясов". Кроме общегородского были кончанские веча (город Новгород имел пять "концов") и уличанские веча. В "Повести временных лет" от 1068 о вече говорится следующее: "Придоша иноплеменьници на Русьскую землю, половьци мнози Изяслав же, и Святослав и Всеволод изидоша противу имь на Льто. И бывши нощи, подъидоша противу собе. Грехь же ради нашихъ пусти Бог на ны поганыя, и побегоша русьскый князи, и победиша половьщи.

Формы правления в Древнерусском государстве

Формы правления в Древнерусском государстве

Вечевое собрание в Новгороде

Вечевое собрание в Новгороде

...Изяславу же со Всеволодом Кыеву побегщю, а Святославу Чернигову, и людье кыевстии прибегоша Кыеву, и створиша вече на торговищи, и реша, пославшеся ко князю: "Се половци росулися по земли; дай, княже, оружье и кони, и ещё бьемся с ними". Изяслав же сего не послуша. И начаща людие говорити на воеводу на Коснячька; идоша на гору, съ веча, и продаша на двор Коснячков, и не обретше его, сташа у двора Брясчиславля и реша: "Поидем, высадим дружину свою ие погреба". И разделишася надвое: половина их иде к погребу, а половина их иде по Мосту; си же придоша на княжь двор. Изяславу же седящю на сенех с дружиною своею, начаша претися со князем, стояще доле. Князу же из оконца зрящю и дружине стоящи у князя, рече Тукы, брать Чудинь, Изяславу: "Видиши, княже, людье възвыли; посли, ать Всеслава блюдуть". И се ему глаголющю, др. половина людий приде от погреба, отворивше погреб. И рекоша дружина князю: "Се зло есть; посли ко Всеславу, ать призвавше лестью ко оконьцю, пронзуть и мечемь". Ии не полуша сего княдзь.

Вече Новгородской феодальной республики

Вече Новгородской феодальной республики

Людье же кликнуша, и идоша к прубу Всеславлю. Изяслав же се видевъ, со Всеволодомъ побегоста з двора, людье же высекоша Всеслава ие поруба, въ 15 день семтября, и прославиша и среде двора къняжа. Двор жь княжь разграбиша, бещисленое множьство злата и сребра, кунами и белью. Изяслав же бежа в Ляхы". Князья стремились к уничтожению веча, которое часто становилось мощным средством противодействия им. В Северо-восточной Руси уже к к.XIV в. княжеская власть ликвидировала вече, хотя во время народных волнений народные собрания принимали форму веча (восстания в Твери 1293 и 1327, в Костроме и Н.Новгороде в 1304-1305 и др.). Псковский вечевой колокол был увезён в Москву в 1338. Дольше всего вече сохранялось в Новгородской и Псковской республиках. С присоединением к Москве Новгорода и Пскова (13 ЯН 1510) вече было упразднено. Стихийно вечевые собрания проводились ещё долгое время. Так, жители московского посада в ИН 1547 провели вечевое собрание после грандиозного пожара 21 ИН 1547.

История социально-политической мысли в России в X-XVIII вв.

История социально-политической мысли в России в X-XVIII вв.

Архивы исторические  Владимир-на-Клязьме  Власть государственная  Власть политическая  Воевода  Восточные славяне  Города восточных славян  Двор  Действие социальное  Закон  Киев  Князь  Летопись  Местное самоуправление  Налоги  Народность  Новгород  Обычай  Племя  Пожары Москвы  "Повесть временных лет"  Политические символы  Присоединение Новгорода к Москве  Посад  Псков  Республика  Роль социальная  Русь  Самоуправление  Славяне  Софийский собор в Киеве  Тверское княжество  Усадьба  Участие политическое  Феодал  Холоп  Человек  991  997  1016  1068  1157  1185  1293  1304  1305  1327  1338  1340  13 ЯН 1510  21 ИН 1547  ИН 1547

Карта. Русские земли в конце XIV в.

SM