История

Рябушкин П.А. Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд). 1898

Рябушкин П.А. Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд). 1898 г.

Волхвы

Волхвы (чародеи, "кощунники") - языческие проповедники, жрецы, знахари, гадатели, пророки, предсказатели. Их называли "кудесники", "чародеи", наделяя волшебной силою; "ведуны" - из-за того, что волхвы обладали "тайным знанием", недоступным простому человеку, ведали божественную мудрость. Якобы обладали тайной властью над природой, духовным миром предков. В Х-ХI вв. выступали против проводившейся насильственными методами христианизации. В 1071 в Киеве и Новгороде произошло восстание смердов под предводительством волхвов; в 1076 ростовские язычники замучили священника Леонтия (канонизирован ростовским епископом Иоанном в 1190).

 Ян Вышатич и мерянские кудесники (Суд Яна Вышатича ). Суров и непреклонен Ян Вышатич - кудесники взбунтовали мерянское и чудское население по рекам Волге и Шексне. Разве есть за это прощение от Господа?

Ян Вышатич и мерянские кудесники (Суд Яна Вышатича ). Суров и непреклонен Ян Вышатич - кудесники взбунтовали мерянское и чудское население по рекам Волге и Шексне. Разве есть за это прощение от Господа?

У народов Сибири и Севера волхвов называли шаманами. Принадлежали к верхушке общества. Организовывали "соборы", "события", руководили обрядами, заклинали природу, разрабатывали календарь молений о дожде. Совершали жертвоприношения в специально отведённых местах - капищах. Капища - это культовые сооружения у восточных и прибалтийских славян. Упоминаются в "Слове о Законе и Благодати" Илариона и др.памятниках литературы. Были широко известны капища в Киеве, в Перыне под Новгородом, капище Белеса в Ростове Ярославском и др. На капищах были установлены крады. Крада - жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр, на котором сжигали мёртвых и приношения. Имели трёх- и четырёхугольную форму. Умерших сжигали в крадах-ладьях.

Расправа князя Глеба с волхвами в Новгороде. Миниатюра Радзивилловской летописи

Расправа князя Глеба с волхвами в Новгороде. Миниатюра Радзивилловской летописи

Капище с крадой образовывали святилище. Самобытное русское народное жреческое сословие отличалось от жрецов Запада и Востока отсутствием строгой соподчинённости, системы поборов, записанной обязательной ритуальности. Личность жреца-славянина, её качества были главным мерилом его общественного положения и признания.

Социальные потрясения на Руси. XI в.

Социальные потрясения на Руси. XI в.

Волхв

Волхв

Балты  Бог  Власть  Восточные славяне  Епископ  Календарная обрядность восточных славян  Календарь восточных славян  Канонизация  Киев  Князь  Летопись  Личность  Миниатюра  Народность  Насильственная христианизация  Новгород  Общество  Памятник  Поляне  Своды летописные  Святилище  Славяне  "Слово о законе и благодати"  Смерды  Сословие  Христианизация  Христианство  Человек  Шаманство  Язычество  Иларион  1071  1076  1190

Док. Слово о законе и благодати

SM