История

Фатхиева Татьяна. Печорский ЖД мост

Воркута-Котлас (Коноша)

Воркута-Котлас (Коноша) - железная дорога, строительство которой началось согласно постановлению СНК СССР, принятому в ОК 1937. Для строительства дороги в 1938 были созданы тресты "Севжелдорстрой", "Печжелдорстрой" (с 1940). Их рабочей силой были заключённые и спецпереселенцы системы ГУЛАГа НКВД. Для вывоза воркутинского угля в 1938-1939 началось сооружение узкоколейной железнодорожной линии от посёлка Рудник до р.Усы протяжённостью 64 км. Узкоколейку строили более 4 тыс.заключённых. Жильём для них служили сколоченные из досок "некие подобия бараков", на остальных лагпунктах жильём были палатки и землянки. В палатках могли разместиться только 1280 человек, в землянках - ок.одной тыс. Остальные 740 заключённых спали под открытым небом.

 Строительство железной дороги Воркута-Котлас

Строительство железной дороги Воркута-Котлас

Число заключённых, занятых на строительстве Печорской железной дороги, возросло за год (с 1939 по 1940) почти в 4,6 раза (с 26 тыс.до 120 тыс.человек). 28 ДК 1941 первый рабочий поезд из Котласа прибыл в Воркуту. На 1 ЯН 1942 общая численность заключённых железнодорожных лагерей достигла 170 тыс.человек. К 1 ЯН 1942 число заключённых в регионе составило более 200 тыс.человек. Лагеря пополнили граждане Польской республики - "антигитлеровские фашисты" и т.н. "ненадёжный элемент" из республик Прибалтики, Молдавской ССР, западных областей Украины и Белоруссии - бандеровцы. Механизм использования подневольного труда к этому времени был чётко отработан, и система ГУЛАГа исправно снабжала рабочей силой предприятия и стройки Коми АССР.

 Строительство моста через Северную Двину

Строительство моста через Северную Двину

Темпы сооружения железной дороги с началом войны ускорились. Путь укладывался одновременно на нескольких участках (одна группа строителей шла навстречу др.). Передовые бригады и "боеучастки" в некоторые дни прокладывали до 5 км пути. Таких темпов тогда ещё не знала советская практика железнодорожного строительства. Напряжённая обстановка военных дней заставляла зачастую искать и находить неординарные, вынужденные решения, не всегда соответствующие техническим нормам. Когда в ходе сооружения Северо-Печорской железной дороги выявилась нехватка шпал (лесная промышленность республики к 1 СН 1941 дала только 58,2% от запланированных поставок), строители использовали природный фактор. Бывший секретарь Коми обкома ВКП(б) по транспорту Королёв П. вспоминал, что на вечной мерзлоте, зимой количество уложенных шпал сократили в 2 раза. В последующем недостающие шпалы добавлялись.

 Памятник в Воркуте

Памятник в Воркуте

Ввиду нехватки металла для монтажа мостов через северные реки, сюда были отправлены демонтированные металлоконструкции высотной части второй очереди строительства Дворца Советов в Москве, металлические фермы одного из мостов канала Москва-Волга, а также 4700 т мостовых пролётных строений, изготовленных на московских заводах. Металл, как и др.строительные материалы, берегли, расходовали экономно. С первыми поездами по Северо-Печорской железной дороге в Воркуту и Инту начало поступать эвакуированное оборудование (лебёдки, врубовые машины, насосы и т.д.), снятое с шахт Донбасса. Затем прибыло 9 электровозов, тоже из Донбасса. На постоянную работу в Воркуту было отправлено по путёвкам ЦК партии более 100 опытных шахтёров, техников, инженеров из Донбасса, Кузбасса, Караганды. В 1942 в строительство Северо-Печорской дороги было вложено свыше 182 млн.руб. (в ценах тех лет), или на 40% больше планового задания. В ИЛ 1943 из Воркуты ушли первые семь эшёлонов с углем. На Печорской железой дороге развернулось патриотическое соревнование (называвшееся социалистическим) м.паровозными бригадами за получение почётного права водить сверхплановые "ленинградские" эшелоны с углем и нефтью.

Памятник польским военнопленным, погибшим в 1940 на строительстве железной дороги Котлас-Воркута. Посёлок Урдома

Памятник польским военнопленным, погибшим в 1940 на строительстве железной дороги Котлас-Воркута. Посёлок Урдома

Вывозка печорского угля неуклонно увеличивалась. В 1942 она в семь раз превысила уровень 1941, причём из 646 тыс.т угля, отгруженного из Воркуты, 505,1 тыс.т перевезено по железной дороге и 104 тыс.т - водным путём. Только в 1943 по сравнению с 1942 общий объём перевозок возрос более чем в 2,5 раза. В постоянную эксплуатацию участок Котлас-Кожва был принят правительственной комиссией в АВ 1942, а самый северный отрезок магистрали Кожва- Воркута - только в ИЛ 1950. Республиканская газета "За новый Север" писала: "Велико значение строительства дороги как инженерно-технического сооружения, выполненного в исключительно тяжёлых климатических и природных условиях, в которых не строилась ни одна дорога в Европе. Опыт этот обогатил науку и практику железнодорожного строительства". Однако план вывозки всё же не выполнялся. Это было связано с недостаточной подготовленностью дороги к постоянной эксплуатации, неукомплектованностью служб квалифицированными кадрами.

 Железнодорожный вокзал в Воркуте

Железнодорожный вокзал в Воркуте

Как следует из "спецсообщения" оперативного отдела ГУЛАГа НКВД СССР от 14 МР 1942, "из-за неготовности пути и плохой организации движения план погрузки воркутинского угля в феврале выполнен на 14,5%. В ЯН 1942-ФВ 1942 на железнодорожном участке Печорского лагеря произошло 7 крушений поездов и 16 аварий". В последующие годы в связи с ростом добычи угля увеличивались объёмы её перевозок. "Воркутинским углём,- отмечалось на пленуме Коми обкома ВКП(б) 16 ИЛ 1943,- полностью снабжается Архангельск - крупный порт Советского Союза, Северодвинск, Мурманск, уголь Воркуты идет в Ленинград, Киров, Горький, Москву". В 1943 в Ленинград прибыло 89 эшелонов печорского угля, или 71,6% всего твёрдого топлива, получаемого городом на Неве. На железнодорожной линии Кожва-Воркута на н.1945 число заключённых сократилось до 5192 заключённых, или 62,3% общей численности работников. Большинство же вольнонаёмных (2089 из 3132 человек) ранее имели судимости.

 Железнодорожный вокзал Котлас-Южный

Железнодорожный вокзал Котлас-Южный

Автономия  Антигитлеровские фашисты  Балтийские офицеры  Балты  Бандеровцы  Бюджет  ВКП (б)  Война  Вольнонаёмные  Воркута  ГУЛАГ  Гражданство  Группа социальная  Донбасс  Железные дороги  Зыряне  Индекс цен  Инта  Концлагерь  Москва-Волга  Нефтегазовый сектор и бюджет России  Норма социальная  Организация политическая  Патриотизм  Печора  Пленум  Политическая система  Республика  Россия  СНК  Советы  Социализм  Суды Российской Федерации  Трест  Троцкизм  Украина  Человек  Эвакуация  Эксплуатация  ОК 1937  1938  1940  28 ДК 1941  АВ 1942  ИЛ 1943  ИЛ 1950

SM