История

Ульянов А.В._

Автономия  Деревянск (Дереваннoй)  Душа  Зыряне  Партия  Республика  Республика Коми  Род  Россия  Санкт-Петербург  Советы  Социализм  Судьба  Ульянов В.И.  9 СН 1953  1975  1987  1992  СН 1994  1994  НЯ 1999

Генеральное межевание

Генеральное межевание - уточнение границ землевладения помещиков, общин государственных крестьян, городов, церквей и др.земельных собственников в России в 1765-1861. Проект составлен Шуваловым П.И. в 1752. Проводилась землемерами. Несмотря на запрещения, крестьяне делали самовольные расчистки земли там, где это было удобно, где м.б. затратить меньше сил и средств. Правительство вынуждено было считаться с этим фактом, особенно после Генерального межевания. В к.XVIII в. оно разрешило делать расчистки в крестьянских дачах, но ужесточило наказания за самовольное проникновение в казённые леса: крестьян предавали суду, держали под арестом, секли розгами, штрафовали, обнаруженные расчистки отбирали в казну, изымали собранный урожай, скошенное сено. На протяжении первой пол.XIX в. правительство, обеспокоенное постоянными жалобами духовенства на недостаточную материальную обеспеченность, неоднократно проводило нарезку земель в пользу клира, видимо, считая этот способ повышения благосостояния наилучшим в условиях дефицита государственного бюджета.

Землемер Бурлянд в Маматкодине (?) в 1901 г.

В Усть-Сысольском уезде, напр., межевание проводилось несколько раз: в 1821, 1825, 1835-1837, 1843-1848,1856-1858,1868-1869. Размеры наделов были довольно значительными - от 33 до 198 десятин, в зависимости от численности причта. Однако практически нигде духовенство не вступило во владение этой землёй, и это было обусловлено несколькими причинами. Наиболее часто встречающейся из них, особенно до 1850-х, была "неприсылка планов и межевых книг", где очерчивались границы отмежеванных земельных участков. В числе др.причин упоминаются "упорство и несогласие крестьян", как, напр., в Усть-Куломской Петропавловской и Керчомской Иоаннопредтеченской церквях, где межевание проводилось несколько раз, начиная с 1830-х. Помимо этого, бывали отказы от уже отмежёванных участков из-за плохого качества земли и различных неудобств. Церковнослужители либо продолжали владеть землёй, которая была дана им прихожанами раньше, либо уступали новые наделы в пользу прихожан на различных условиях, как правило, на условии ежегодной платы зерном.

В целом отмежеванная земля мало устраивала и те причты, которые всё же пользовались ею, преимущественно из-за её малопригодности для земледелия. Для причта Вишерской Богородской церкви в СН 1868 была выделена земля в размере 33 десятин, "но самая негодная, большей частью озёра и болота, заросшие лесом". Из 66 десятин, поступивших во владение церковнослужителей Койгородской Спасской церкви в 1869, усадебной земли было 2 десятины, пахотной 20 десятин, сенокосной 13 десятин, а 31 десятина, т.е. почти половина, находилась "под дорогами, болотами и лесом мелким, не приносящим никакой пользы причту". Вообще же священники часто отмечали, что малоплодородные северные земли не дают "достаточного пропитания", в т.ч. и те, которыми они уже пользовались.

Репин И.Е. Косарь-литвин. Здравнёв. 1892-1897

Отдельно следует сказать о владениях клира Усть-Сысольского Троицкого собора. Не имея пахотной земли, до 1853 он располагал сенокосами на городской выгонной земле, с которых снималось от 1200 до 2200 волоковых копен сена в год. Примечательно, что для уборки сена клир собора нанимал половников, которые получали за работу половину снятого сена. В 1853 эти владения по решению городской думы были изъяты из пользования духовенства, которое т.о. осталось без своей земли, пользуясь др.источниками доходов. Не было земельных владений и у причтов Яренского Преображенского собора и Яренской Покровской церкви.

Земли причта обрабатывали в основном сами клирики, что было одной из особенностей белого духовенства России. Практически во всех церквях Коми края на земле, находившейся в пользовании причта, работало само духовенство вместе с членами семей. Т.н.м., использовался и наёмный труд. Кроме Усть-Сысольского Троицкого собора, где применялся труд половников, можно упомянуть Керчомскую Иоаннопредтеченскую (в 1840 употреблено на снятие сена 10 руб.), Пожегодскую Троицкую (в том же году (1840) за сено - 6 руб. 20 коп.), Вишерскую Богородскую (в том же 1840 "на обрабатывание землепашества и снятие сена" - 60 руб.) церкви и некоторые другие. Наёмный труд использовался в основном на сенокосе. Однако основная тяжесть по обработке земли лежала всё же на самих причтах. Это было постоянным поводом для сетований духовенства. Примером могут служить строки из "Прибавлений к Вологодским епархиальным ведомостям" за 1865: "не говоря уже о причётнике, священник принужден бывает не только предаваться хозяйственным занятиям, даже собственноручно исполнять черные хозяйственные работы, как крестьянин, в ущерб своего пастырского достоинства и своей пастырской деятельности".

Обработка земли коми-крестьянами в начале XX в.

Значительную роль в системе обеспечения причтов, особенно до 1850-х, играли различные поступления от прихожан: это хлебная руга, печёный хлеб или деньги, даваемые на церковные праздники, кружечные сборы в пользу причта.

В н.XIX в. почти во всех приходах Коми края существовала фиксированная хлебная руга. На протяжении века установленные размеры руги менялись, на что влияли, видимо, такие обстоятельства, как межевание земли причтам и, возможно, в первую очередь - установление в 1854 казенного жалованья. Кр.того, следует учитывать и изменения численности отдельных причтов, как штатной, так и фактической, напр., наличие сверхштатного диакона. Размеры руги зависели также от численности и рода занятий прихожан и урожайности хлебов на землях прихода.

Усиление закрепощения крестьян при Екатерине II

Усиление закрепощения крестьян при Екатерине II

Эти факторы обусловливали не только размер руги, но и её формы. В некоторых случаях руга зерном заменялось деньгами, как это было, напр., в Печорской Троицкой церкви. Дьячок этой церкви Иван Попов в 1838 писал в объяснении по этому поводу, что "прихожане хлебной руги не дают по причине неурожая хлеба от холодного климата и по не занимательности большей половины прихожан земледелием, а потому издревле... по междоусобному согласию выдаётся от прихожан священноцерковнослужителям на два клира деньгами каждогодно по 400 руб., но на сие никаких актовых и письменных документов не имеется". В ответ на запрещение Вологодской духовной консистории подобной практики в Печорском приходе Усть-Сысольское духовное правление просило её пересмотреть это решение, ссылаясь на то, что причт церкви не имеет средств к пропитанию.

Перевозка орудий труда в коми деревне. 1900-е гг.

К с.1860-х наметилась более чёткая фиксация размеров руги, которая скреплялась уже не устным соглашением, что довольно часто встречалось раньше, а повсеместно в письменной форме. В 1864-1866 во многих приходах, напр., Усть-Сысольского уезда в присутствии представителей светской и духовной власти - усть-сысольского окружного начальника или его помощника и благочинного - прихожанами утверждались новые размеры руги: зерном или деньгами. Её размеры зерном составляли от 10 до 30 фунтов с ревизской души, деньгами - по 10-20 коп. серебром также с ревизской души. Это было результатом деятельности Губернского особого присутствия по улучшению быта духовенства. Такие присутствия стали создаваться в России с 1863 для реализации программы по материальному обеспечению приходского духовенства - одного из основных вопросов церковной реформы.

Блага  Бог  Богородск (Висер)  Быт (житье, обиход, обычай)  Бюджет  Власть  Власть государственная  Городская дума  Государство  Губерния  Деньги  Деятельность  Доход  Дума  Душа  Дьяк  Епископ  Зыряне  Изменения социальные  Копейка  Крестьяне  Материализм  Надел  Община  Особые совещания  Половники (половинщики)  Помещик  Ревизия  Реформа  Род  Роль социальная  Россия  Рубль  Собор  Собственность  Суды Российской Федерации  Труд  Уезд  Усадьба  Церковь  Чиновник  Шувалов П.И.  1752  1765  1821  1825  1835  1837  1838  1840  1843  1848  1853  1854  1856  1858   1861  1863  СН 1868  1868  1869

SM