История

Лицевой Свод Ивана Грозного

Десятина

Десятина - 1. Русская дометрическая мера площади, равная 2400 кв.саженей (1,09 га). В ХVIII-н.ХIХ в. употреблялась владыческая (хозяйственная), составлявшая 3200 саженей (1,45 га; 1 га - 10 000 м). 

2. Существовала так же церковная десятина, впервые введённая Владимиром I. Он отдал десятую часть своих доходов на строительство Десятинной церкви. Взгляд на источники дохода "священства" был привнесён из Византии, опирался на древнюю первохристианскую традицию. В этом плане "кормление" от приношений православных христиан было легитимизировано. Древнерусское правовое сознание не видело в церковных имуществах собственности церкви как учреждения (католическая церковь, напротив, так и понимала тот же бенефиций), а осмысливало их в рамках теорий, пришедших из Византии.

Киев. На переднем плане Десятинная церковь, на заднем - Андреевская

Одна из них закреплялась 59-м апостольским правилом церковного устава Владимира, гласившим, что церковное богатство - "нищих богатство, церквам, монастырям, пустыням подъятие, живым прибежище и утешение, а мертвым памяти". В соответствии с др.теорией, более распространённой в народном сознании, субъектом права, юридическими лицами признавались Бог или святые, которым все христиане посвящают часть своей собственности. Десятина на Руси имела иное, нежели в Западной Европе, происхождение и иное основание. В Европе она являла собой определённый и постоянный доход приходского священника. Др.его частью был бенефиций, т.е. земельный надел в пользовании клириков. На Руси десятина изначально представляла собой 1/10 часть княжеских доходов, которые передавались в пользу церкви (иногда заменялась денежным окладом или угодьями).

Архиерей в полном облачении. Этнографические эскизы Федора Солнцева

В чистом виде (как княжеские дани) десятина существовала с IX до к.XII в. По Щапову Я.Н., корни десятины восходят к практике обеспечения языческих святилищ; реликты в виде торговой и судебной десятин сохранялись до XVI в. (споры учёных вызывают десятины и др.централизованные сборы в пользу церкви в виде подымного). Отличие древнерусской десятины от католической заключалось в том, что сборы шли исключительно в пользу архиерейских кафедр, тогда как 3/4 католической десятины оставалось у местного священника. Содержание приходских священнослужителей полностью зависело от того, кто построил храм и снабдил его всем необходимым, т.е. от общины прихожан или частного землевладельца, монастыря или государственной власти; иногда содержание шло т.н. "десятой долей", но это была уже плата вотчинников, вкладчиков и иных лиц, следовавших, скорее, церковной традиции. Десятая часть урожая отдавалась церковными (монастырскими) крестьянами в пользу монастыря, который выступал в качестве феодального владельца.

Иосиф Волоцкий и Иосифо-Волоколамский монастырь

Такая ситуация могла вызывать недовольство крестьянства. К 1337, напр., относится восстание в Новгороде против Юрьевского монастыря, убийство архимандрита; в 1594-1595 - восстание крестьян Волоколамского монастыря. К XVI-XVII вв. получила развитие система специальных сборов в пользу церкви, независимая от государственной власти. Сборы с приходских дворов (воеводских, вотчинных, гостиных) составляли 6 денег; с подьячих, лучших людей посадских - 4; с остальных - 2 деньги. С 1687 система была официально обязательна для всех епархий. Имели место дополнительные доходы: ставленые пошлины с новопоставленных лиц и церквей; передача некоторого количества земли приходу для собственноручной обработки; в дальнейшем эти "церковные Земли" выделялись из вотчинной пашни и не облагались государственными податями. Приход в большей мере был социальной ячейкой, где проходила повседневная жизнь большинства; в меньшей мере - церковным округом.

Новгородская губерния. Череповецкий уезд. Леушинский монастырь. Монастырский сенокос. 1909

По сути приход представлял собой общественную структуру, посредством которой реализовывались религиозные устремления народа, а церковь проводила своё влияние. Формирование приходской структуры проходило в несколько этапов, во взаимодействии церковных установлений и законов с практическими потребностями и традиционными представлениями прихожан. Условия складывания приходской организации и становления приходского духовенства определялись взаимодействием м.целями, интересами, самими принципами существования церкви и обычным правом, местными условиями. По мнению Щапова Я.Н., появление развёрнутой сети приходов в реальности произошло к XIII в. Ликвидирована церковная десятина была в к.XIX в. За службу дворянство получало от 150 до 450 дес.земли. Отменена десятина была с 1 СН 1927.

Архиерей  Архимандрит  Бог  Великий князь  Византийская империя  Власть государственная  Воевода  Волоколамск  Вотчина  Гости  Государство  Дань  Действие социальное  Двор  Дворяне  Денга  Деньги  Десятинная церковь  Древняя Русь  Доход  Епископ  Закон  Имущественное неравенство  Интерес социальный  Католицизм  Князь  Крестьяне  Монастырь  Надел  Народность  Новгород  Община  Обычай  Организация социальная  Отношения социальные  Посадские люди  Подьячий  Подымщина  Потребность  Православие  Россия  Святилище  Собственность  Структура социальная  Традиция  Устав  Феодализм  Христианство  Церковь  Язычество  Владимир I  Владимир Мономах  1337  1594  1595  1687  1 СН 1927

SM