История

Максимова Екатерина. Гражданское право. Основные положения

Деятельность - категория социальной философии, выражающая специфически человеческий способ отношения к миру, утверждения человека в бытии посредством преобразования природных и общественных условий своего существования. В процессе деятельности не только преобразуется природа и общество, но создаются все социальные свойства и способности человека. В понятии "деятельность" представлены многообразные формы человеческой активности в различных сферах общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, культурная деятельность), а также различные аспекты жизни человека (умствённая, физическая, внутренняя, внешняя, творческая, созидательная, конструктивная, свободная, разрушительная деятельность и т.д.). Кр.того, деятельность подразделяется на духовную и материальную, теоретическую и практическую.

Женщины-сборщицы

Женщины-сборщицы

Духовная (умственная, теоретическая) деятельность представляет собой целенаправленное производство общественных идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. Посредством духовной деятельности объясняется и конструируется мир, формируются цели, осуществляется выбор средств для их достижения, создаётся идеальный план деятельности. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Структура деятельности выражена взаимосвязью её структурообразующих элементов: цель, средство, результат, субъект, объект. В цели субъектом осознаётся неудовлетворённая потребность, создаётся идеальный образ необходимого предмета, определяется выбор объекта, средств и способов действий субъекта. Цель, т.о., становится системообразующим принципом деятельности. Деятельность представляет собой сложную целостную систему многообразных связей и отношений, в которых реализуется единая схема (структура) деятельности, субъект-объектного отношения человека к миру, формируется предметное отношение к миру как к объекту субъективных преобразований, возникают и подтверждаются важнейшие определяющие характеристики человеческой субъективности.

На лекции

На лекции

В деятельности общественная жизнь предстаёт как предметно-деятельная взаимообусловленность жизни индивидов, а человек - как субъект познания и практики, мерой субъективности которого становится созданный им предметный мир. Цели и нормы деятельности осознаются индивидом как важнейшие общественные ценности и переживаются им как собственные смысложизненные ориентиры и мотивы действий, приобретая тем самым личностный смысл. В созданном человеком предметном мире запечатлены базовые социальные характеристики индивидов, проявлены их важнейшие свойства и способности. Деятельность, т.о., становится пространством самореализации индивидов. Однако в условиях антагонистического общества созданный человеком предметный мир отчуждается от него и его деятельность, порабощает своего создателя, определяя цели, нормы и формы его действий. Характер отношения субъекта деятельности к её результатам является важнейшей характеристикой развитости общества.

Читающий Киров. 1967

Читающий Киров. 1967

В деятельности возникает особое отношение человека к другому - отношение использования, ставшее своеобразной субстанцией конкретных форм общественного и индивидуального бытия. Присвоение мира посредством деятельности формирует у индивида ценностную установку на обладание, которую Маркс К. определил как отчуждённую и превращённую форму человеческой чувственности. Посредством деятельности не только удовлетворяются потребности человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующее индивидуальное поведение, базовое общественное отношение "господство-подчинение", которое проявляется во всех конкретных видах и формах организации деятельности.

Основные субъекты политики и их интересы

Разнообразные формы деятельности являются способами социализации индивида, становления личности, идентификации индивида. Социальная идентификация осуществляется посредством отождествления индивида с определённой социокультурной ролью, обеспечивающей его вхождение в систему общественных отношений и их стабильность. В процессе социализации решаются две противоположные задачи: самосохранение социума, предполагающее максимальное следование индивидов заданным образцам, и самосохранение личности, утверждающей собственную уникальность и свободу отказом от нивелирующих стандартов. Однако в деятельности, ориентированной на обладание, свобода возможна лишь как познанная и примененная на практике природная и общественная необходимость.

Дети загорают

Дети загорают

Действуя по логике объекта и по логике субъективной цели, индивид проявляет свою субъективность как "хитрость" соединяющего и разъединяющего разума, управляющего закономерностями различного плана, в силу чего в деятельности не только удовлетворяется, но создаётся и развивается особая социокультурная потребность - потребность во власти. Категория деятельности в обществознании приобретает важнейшее методологическое значение, оно является исследовательским методом понимания и объяснения сущности общественного бытия индивидов, их разделённости и взаимообусловленности.

Власть  Власть политическая  Действие социальное  Закономерность  Идеализм  Идентификация и идентичность социальная  Индивидуализм  Исследование социологическое  Культура  Личность  Материя  Народность  Норма социальная  Общество  Организация социальная  Отношения социальные  Политика  Потребительского поведения теория  Потребность  Производство  Роль социальная  Свобода  Собственность  СНК  Социализация  Структура социальная  Сфера  Философия  Ценность  Человек  Экономика

SM