История

Доминик (де Гусман)_

Альбигойцы  Архи(епископ)  Граф  Двор  Дворянство  Душа  Епископ  Ересь  Канонизация  Католицизм  Крепостное право  Мир  Монастырь  Монах  Орден  Премонстранты (Норбертины, Белые каноники)  Реформа  Собор  Устав  Цензура  Церковь  1170  1194  1205  1215  1216  1217  1218  1220  1221  1234

Доминиканцы

Доминиканцы - орден братьев-проповедников (ordo fratrum praedicatorum), основанный св.Домиником в Тулузе. В 1216 орден был утверждён папой Гонорием III, предоставившим новому ордену ряд привилегий. Быстро распространился во Франции, Испании и Италии. Во Франции доминиканцы нередко назывались якобитами, потому что первое их местожительство было в Париже, при церкви св.Иакова. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углублённое изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы. Карсавин Л.П. отмечал: "Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали др. В этом первом монастыре (ок.Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же "уставными католиками".

Тевтонские рыцари; бенедиктинский, доминиканский и францисканский монахи. 1228-1332 гг.

Тевтонские рыцари; бенедиктинский, доминиканский и францисканский монахи. 1228-1332 гг.

Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошёл в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не м.б. доведена до таких пределов, как у ранних миноритов. Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних.

Вильна, костел доминиканцев

Вильна, костел доминиканцев

Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введённые с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259, на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский.

Политические учения средневековья

Политические учения средневековья

Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углублённому изучению богословия, руководством для чего служила "Теологическая сумма" Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан "общего проповедника", получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности" (Карсавин Л.П. Монашество в средние века. СПб, 1912). На первом генеральном капитуле в Болонье в 1220 доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 было отменено папой Мартином V. Когда в 1221 Доминик, в качестве генерала, председательствовал на втором общем собрании ордена в Болонье, орден уже насчитывал 60 монастырей и был разделён на 8 провинций - Испанию, Прованс, Францию, Англию, Германию, Венгрию, Ломбардию и Романью.

Гродно, костел доминиканцев

Гродно, костел доминиканцев

Третий великий магистр ордена, св.Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 собрание его статутов. Во главе ордена стоял избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности. Членами ордена были Альберт Великий, Фома Аквинский, Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский. При самом основании своём обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведовал высшей цензурой. В 1233 папа Григорий IX передал им инквизицию. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. В к.XIX в. они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии. Одежда доминиканцев состоит из белой рясы с белым капюшоном. Выходя на улицу, они надевают сверху чёрную мантию с чёрным капюшоном.

Гродно, отель Ромера и ул.Доминиканская

Гродно, отель Ромера и ул.Доминиканская

Герб ордена изображает собаку, которая несёт во рту горящий факел (отсюда и название их "Псы Господни"), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины. Женские доминиканские монастыри, числом до 300, в к.XIX в. существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с чёрным плащом и вуалью. Значительнейшая из сестёр этого ордена - св.Екатерина Сиенская. Доминиканский орден имеет и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем "Милиции Иисуса Христа" союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сёстрами "Покаяния святого Доминика". Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена.

Абсолют, абсолютное  Августинцев орден  Австрия  Альбигойцы  Блага  Богословие (теология)  Двор  Действие социальное  Деятельность  Доход  Душа  Ересь  Идеализм  Иезуаты Блаженного Иеронима  Изменения социальные  Имущественное неравенство  Истина  История  Личность  Магистрат  Милиция  Монастырь  Монах  Организация социальная  Орден  Отношения социальные  Провинция  Премонстранты (Норбертины, Белые каноники)  Просвещение  Собственность  Статут  Сфера  Традиция  Труд  Университет  Философия  Цензура  Церковь  Человек  Эпоха  Доминик  1216  1220  1221  1233  1238  1248  1259  1425

Карта. Италия в середине XI в.

SM