История

Юрачева Екатерина. Культура Древней Руси

Древняя Русь - общее собирательное название восточнославянских княжеств IХ-ХIII вв. В русской иерархии княжеств самым старшим было Киевское. Как один из центров союза полян Киев стал выдвигаться не позже V в. Ценности и традиции княжества восходят к Зарубинецкой археологической культуре. В летописях Киев упоминается с 860, постепенно превращается в могучий и влиятельный центр. В истории Киева большую роль играл Вышгород. Город имел несколько линий обороны: первая - Белгород, Звенигород; вторая Триполье, Халепье, Витичев, Васильков; третья Рось, Торческ (основан торками). 

Костюмы Руси XII-XIII вв. В России древнейший костюм, состоящий из подпоясанной рубахи и шаровар, по своей простоте принадлежит, вероятно, доисторической древности. С появлением у нас государственности стали появляться заимствования из Византии. Богатый костюм первых русских князей и их дружинников, а также их жен, установился по византийским образцам и стал сильно отличаться от костюма народного. На рисунке фигуры 2-5 представляют княжескую одежду, византийского образца, с ее узорчатыми тканями и богатой обшивкой парчой и жемчугом, между тем как фигура 1 дает тип древнерусского костюма, сохранившего еще национальные черты. Шапка в древнейшем ее виде была высокая и остроконечная, потом с мягкой тульей; ее украшал меховой окол или опушка. Плащ (корзно), носившийся князьями, накидывался сверху и застегивался большей частью на правом плече запонью с петлицами (фигура 4); тип женской одежды был совершенно византийский, принятый в иконописи (фигуры 2 и 3). Сапоги не были, кажется, в общем употреблении у русских даже в Х веке, а составляли обувь только князей и старейшин; они шились из кожи и сафьяна и были цвета зеленого, красного, желтого и т.д. Со времени татарского ига стало сказываться татарское влияние, хотя оно было не столь сильно, как обычно предполагается: "от татар мы могли заимствовать только некоторые незначительные части нашего костюма, которые всегда и обозначались в названиях татарскими" (И. Забелин, "Домашний быт русских цариц", 1872).

Важнейшими торговыми путями Древней Руси были: Великий Волжский путь, шедший от Ладоги на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье; путь "из варяг в греки", начинавшийся там же, в Ладоге, и по Волхову и Днепру ведший в Чёрное море, Балканскую Болгарию и Византию (этим же путём, войдя из Черного моря в Дунай, м.б. попасть в Великую Моравию); сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев ведший на Волгу и далее в Азию. Начало упадка княжества относится к XII в.

Костюмы Руси XIII - XV века. В общем, в московской Руси одежда имела одинаковый покрой у богатых и бедных, отличаясь лишь качеством материала. Бояре, поверх опоясанной рубашки - воротник и края которой вышивались разноцветными шелками, серебром, золотом и унизывались жемчугом - надевали шелковый или тонкий суконный узкий кафтан и подпоясывали его. На кафтан, для приема гостя или выхода, надевалась ферязь, и при выходе из дому, поверх ферязи - опашень, зимой - шубу. Ферязи служили верхней комнатной одеждой, были длиной почти до лодыжек, без перехвата и воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; спереди застегивались пуговицами (числом от трех до десяти) с длинными петлицами, или схватывались завязками. Они делались холодные - на подкладке, теплые - на меху; иногда они были без рукавов и тогда одевались под кафтан. Ферязи ездовые или ферези надевались на обыкновенные ферязи или на чюгу.

Русское государственное строительство. X-XI вв.

Русское государственное строительство. X-XI вв.

Костюмы Руси XIV - XVI века. Опашнем называлась верхняя одежда с широкими рукавами, суживавшимися к запястью; в царском костюме подбитый горностаем опашень назывался платном. Более простой верхней одеждой была однорядка, длиной до пят, без воротника. Покроем подобен однорядке был охабень или охобень - верхняя одежда с четырехугольным отложным воротником, часто с откидными рукавами из объяри (шелк с золотом и серебром), атласа, бархата и парчи (фигура 8). На ферязь надевался и кафтан, смотря по покрою называвшийся турским или становым: первый был без воротника и застегивался только у шеи и на левом боку, последний - с перехватом, широкими недлинными рукавами и пуговицами на груди и в разрезах на подоле (фигура 12). Шуба была предметом гордости в московской Руси; в ней оставались часто и в комнате, при гостях; для украшения она обшивалась нашивками, для застегивания имела пуговицы или кляпыши с петлями (рисунок на следующей странице, фигура 15), а иногда шнуры с кистями. Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели отложной меховой воротник, начинавшийся от груди; турецкие шубы отличались от русских широкими рукавами, которые делались иногда одинарные, иногда двойные; польские шубы имели вместо отложного узенький воротник и просторные рукава, с меховыми обшлагами. Женские шубы (фигура 11) были схожи с мужскими; крытая бархатом соболья шуба имеется на старинном изображении царицы Натальи Кирилловны, поверх аксамитной телогреи (рисунок на следующей странице, фигура 16). Восточного происхождения и обычно из восточных материй были чюги (фигуры 10 и 9) - узкие кафтаны, с рукавами по локоть, приспособленные к путешествию и верховой езде, для чего они подпоясывались кушаком, поясом или тесьмой; теплые чюги были на соболях, куницах и т.п. Продолжение см. на следующей странице.

Археологическая культура  Археология  Великая Моравия  Византийская империя  Восточные славяне  Города восточных славян  Государство  Государственности традиции  Иерархия  "Из варяг в греки"  Киев  Княжество  Князь  Ладога  Летопись  Отношения социальные  Поляне  Роль социальная  Русь  Славяне  Русь  Торки (гузы, узы)  Традиция  Трипольская культура  Ценность  860

Док. Письмо папы Иоанна VIII Святополку, князю Моравскому

SM