Мациевич Арсений_ Агитация Академия Архиерей Бог Бужане (волыняне) Власть Власть государственная Вотчина Гвардия Главное Адмиралтейство Государство Дворцы "Дело" Душа Епископ "Жидовствующие" Закон Император Карелы Киев Коллегии Конфликт Личность Львов Митрополит Монархия Монастырь Монах Народность Обер-офицеры Обер-прокурор Организация политическая Политика Подпоручик Православие Президент Раскольники Россия Русская православная церковь Свобода Секуляризация Симонов монастырь Синод Славяне Ссылка Судебник 1497 (Судебник Ивана III) Турки-османы Участие политическое Флот российский Царь Церковь Чиновник Шлиссельбургская крепость ("ключ-город") Экономика Экспедиция Беринг В.И. Екатерина II Елизавета Петровна Орлов А.Г. 1697 1730 1734 1736 1736 1737 1740 МР 1741 1742 1759 5 МР 1763 с.МР 1763 14 АП 1763 1763 1767 1767 28 ФВ 1772 1772 Жидовствующие"Жидовствующие" - название сторонников новгородско-московской ереси, обвинённых в приверженности к иудаизму. Появились в к.ХV-н.ХVI вв. в Новгороде и в Москве. В 1470 заезжим из Литвы еврейским купцам (Скарий и др.) удалось совратить несколько православных новгородских иереев. Некоторые исследователи считают ересь жидовствующих возрождением ереси стригольников. Еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. Эта ересь получила широкое распространение среди низшего новгородского духовенства. После присоединения Новгорода к Москве в 1491 митрополитом Московским стал Зосима, тайный приверженец ереси. Иван III Васильевич Еретики тяготели к Ветхому Завету, отрицали авторитет церкви, церковные обряды, многие догматы православия, говорили, что Иисус Христос сам себя назвал Богом, евангельские, апостольские и церковные уставы - вздор, иконы и кресты - всё равно, что идолы, допускали магию и чернокнижие. Иван III долгое время терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями м.светской властью и церковью. Иван III в борьбе с боярством и богатством церкви использовал учение для укрепления самодержавия. Государство было не прочь провести секуляризацию, т.е. изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. Московский кружок еретиков составляли дьяки и купцы, возглавляемые приближённым Ивана III думным дьяком Иваном Курицыным. Сжигание еретических книг Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что каждый человек без посредничества церкви может общаться с Богом. Терпимость Ивана III к ереси объяснялась и тем, что иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена "Повесть о белом клобуке", созданная в окружении известного преследователя ереси новгородского архиепископа Геннадия. В противовес "Повести о белом клобуке" в Кремле было составлено "Сказание о князьях Владимирских", провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого Августа-кесаря. Однако, затем царь подверг гонениям. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук и поэтому отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Казнь жидовствующих Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы она могла заниматься широкой благотворительностью. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит уговаривать, увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере. Самыми упорными гонителями еретиков стали архиепископ Новгорода Геннадий и видный церковный деятель, игумен и основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. В 1490 на церковном соборе еретики были осуждены и прокляты. На соборе 1494 Зосима был лишён кафедры. После собора 1504 еретики были высланы из Москвы, а в Новгороде их подвергли унизительной расправе. Русские предлагают свой товар (меха белки) приказчику подворья святого Петра в Новгороде или скорее всего в Риге. Резная панель из церкви святого Николая в Штральзунде. Ок.1400 г. Авторитет Архиепископ Блага Бог Бояре Великий князь Великое княжество Литовское Вера Власть государственная Власть политическая Волоколамск Государство Деятельность Дума Дьяк Евреи Епископ Ересь Игумен Идеализм Идол Икона Иосифляне Исследование социологическое Иудаизм Календарная обрядность восточных славян Кремль Крестьяне Купечество Митрополит Монастырь Монах Москва Нестяжатели Новгород Новгородские русские Отношения социальные Политическая борьба Православие Присоединение Новгорода к Москве Род Самодержавие Секуляризация "Сказание о князьях Владимирских" Служилые люди Собор Собственность Труд Устав Царь Цензура Церковь Человек Иван III Иосиф Волоцкий Нил Сорский 1470 1490 1491 1494 Док. Сказание о князьях Владимирских
|