Адольф А.В._

Быт  Война  Гимназия  Деятельность  Идеология  История  Классицизм  Московский университет  Свобода  Священная Римская империя  Собственность  Университет  1857  1888  1890  1891  1895  1902  1903  1905

Идеология (греч.- учение) - система политических, правовых, нравственных, религиозных и философских взглядов и идей, выражающая отношение к действительности людей, классов, групп, партий, составляющая их мировоззрение, разрабатываемое теоретиками, идеологами. Система, в которой осознаётся и оценивается отношение людей к действительности. Обладает относительной самостоятельностью и оказывает активное воздействие на общество, ускоряя или тормозя его развитие. Идеология - это систематизированная совокупность идей, связанных пр.всего с определённым пониманием общественной жизни, оценкой её качества, перспектив её преобразования. Идеология предполагает также определение целей человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности. Термин был впервые использован в к.XVIII-н.XIX в. французским философом и экономистом Дестю де Траси. Идеология рассматривалась им как "наука об идеях", объясняющая происхождение идей из чувственного опыта. Она должна служить основанием всей совокупности наук о природе и обществе и непосредственно влиять на социальные преобразования. Первоначально в понятии "идеология" реализовывалась критическая направленность ума энциклопедистов, их желание развенчать философские иллюзии и религиозные предрассудки. В марксизме идеология рассматривалась как ложное сознание, основанное на классовом интересе и его выражающее под маской общечеловеческого интереса. Вместе с тем, в комплексе социальных воззрений, называемом марксизмом, его авторы усматривали уникальное совпадение истинности и социальной ангажированности, позволяющее марксистским идеям стать эффективным средством социальной организации. Особенности идеологии как особой мировоззренческой конструкции выражаются в незыблемости её исходных принципов, в открытой апелляции к интересам, потребностям человека, в претензии на всеобщность и одновременно в конкретности, "зримости" выводов, нечувствительности к отдельным противоречиям, "формульности", лозунговости выражения. Указанные особенности идеологии связаны с её социально-организующими функциями. Попытка отказаться от идеологии как механизма социальной регуляции привела ряд западных социальных мыслителей в 1960-х (Арон Р., Белл Д., Поппер К.) к идеям деидеологизации общества. "Конец идеологии" рассматривался как один из аспектов "конца истории", как борьбы классовых интересов, политических амбиций, непомерных личных эгоистических желаний. В индустриальном обществе воцаряются рыночные отношения как универсальный тип социальных отношений, принцип максимизации полезности становится ведущим принципом человеческого поведения. Экономическая наука, изучающая эти отношения, естественным образом становится универсальной наукой об обществе. В условиях постиндустриального общества в 1970-1980-х на смену концепции деидеологизации приходит концепция реидеологизации (Арон Р., Белл Д., Шилз Э.). Процесс реидеологизации стал синонимом возрождения аксиологического (ценностного) подхода к социальным взаимодействиям; одновременно внимание к человеческим ценностным ориентациям усилило мифологические компоненты идеологии. Существуют две тенденции в процессе реидеологизации. Одна, неоконсервативная версия, связана с усилением идеологического компонента в процессе национально-культурной интеграции; в этом случае идеология придаёт смысл традиции, традиция же освящает идеологию. Др., либеральная, версия ставит задачей формирование новой "глобальной идеологии" как основы планетарного единства. В качестве формы интегративно-коммуникационных процессов идеология постоянно соприкасается с такими социальными феноменами, как миф, культура, философия, обыденное сознание, наука, утопия, традиция. Хотя идеология является рационализированной структурой, она не требует доказательства своих положений в полном смысле слова: процедура обоснования идеологических положений по сути есть лишь демонстрация причастности их к миру абсолютного знания, справедливости, блага. Слово и дело в идеологии тождественны. Парадоксальная формульность идеологии не менее мифологична: "расцвет и сближение наций", "отмирание государства через его укрепление". Такого рода соединение противоположностей есть не что иное, как мифологическая представленность мира как единого целого в предельной сближенности его полюсов: для причастного к идеологии (и через неё - к системе абсолютных ценностей) нет ничего невозможного, поражение оборачивается победой, люди чудесным образом сближаются с богами. Однако идеология не тождественна мифу. Способность выдавать желаемое за действительное, сближающая идеологию с мифом, основывается на аргументации "от науки". Идеолог - жрец надевает маску учёного и говорит: "иного не дано", поскольку это последнее слово науки. У идеологии нет собственного голоса, она говорит голосом науки, но может заговорить и голосом религии, искусства, нравственности, философии. Идеология постоянно стремится поглотить культуру, использовать её стереотипный, эталонный аспект, закрепленный в знаковых формах. Будучи фактически направленной на стабилизацию и консервацию социальных отношений, внешне идеология является реализацией динамичной социальной модели, она "целеориентирована". При этом масштабные социальные цели выносятся за пределы социума, идеология отодвигает их в будущее. Целеориентированность идеологии лишает самоценности наличные формы бытия, "вымывает" их реальное содержание, превращает искусство, религию, науку лишь в средства для достижения поставленных ею целей. С др.стороны, интегрируясь с культурой, идеология становится устойчивым коммуникационным фоном социальных взаимодействий. Идеологические ориентиры, вынесенные за пределы конкретной ситуации, оказываются лишь внешним фоном жизни. Любая идеологическая задача воспринимается человеком как внешний эталон, как предлагаемый способ "знакового" поведения, который может стать инструментом решения своих частных задач. Отсюда - нежелание сопоставлять содержание идеологических "целей", игнорирование их противоречивости, основанное на неучастии идеологии в реальной духовной жизни личности. Идеология оказывается инструментом решения повседневных задач, а обыденноё сознание с его ситуативностью, фактичностью - полем для беспроблемного существования идеологии. Идеология, как знаковый фон деятельности - элемент повседневной культуры, сливающийся с традиционным типом рациональности. Идеология как носитель интегративной функции культуры, как её центр - крайне неустойчивое, нежизненное образование. Идеология - это маска культуры, это псевдокультура. Однако сложность распознавания "неподлинности" идеологии как культурного образования связана с тем, что идеология в переломные, экстраординарные периоды развития общества, как правило, вступает в союз с утопическим сознанием; в "нормальные", спокойные периоды идеология "подключается" к философии, искусству, религии, нравственности, стремясь поглотить их и удобно расположиться в их уже мертвой оболочке. Идеологии в современном обществе позволяют политическим силам решать следующие задачи:
формировать представления людей о назначении, смысле политической власти, обосновывать целесообразность и необходимость установления того или иного типа государственного правления
осуществлять легитимацию существующего политического порядка, политической системы, политических лидеров путём внесения в массовое сознание соответствующих политических ценностей
сплачивать людей, объединять их в политические группы, формировать политическую идентичность.

Политические идеологии в современных обществах многообразны. В основе этого разнообразия лежат различные представления о социальной справедливости, о форме государственного устройства, о национальном интересе, об этических нормах. Основными идеологиями в современном мире являются: либеральная, консервативная, коммунистическая, социал-демократическая, национально-патриотическая, христианско-демократическая и др.

7 СН 1918 было создано Российское телеграфное агентство (РОСТА), а 20 АВ 1922 начались радиотрансляции из Москвы. 17 СН 1922 начало вещание "Радио Москвы". 23 НЯ 1924 из Москвы начала регулярное вещание радиостанция им.Коминтерна, а 24 ДК 1924 - в Ленинграде. 14 ЯН 1925 вышел приказ РВС о введении положения о политических руководителях в частях Красной Армии и Флота. Проводится в жизнь средствами массовой информации. 10 ИЛ 1925 было учреждено Телеграфное агентство СССР (ТАСС). 31 ЯН 1933 вышло постановление СНК о создании Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию. 15 НЯ 1934 состоялась первая озвученная телепередача. 5 ДК 1938 в Москве был открыт Государственный дом радиовещания и звукозаписи. 24 ФВ 1942 начала свою работу радиостанции "Голос Америки". А в СССР 2 МЙ 1945 было принято решение назначить день 7 МЙ Днём радио. 1 СН 1961 последовало сообщение о создании Института советско-американских отношений. 24 ДК 1962 началось заседание Идеологической комиссии при ЦК КПСС с участием молодых писателей, художников, композиторов, творческих работников кино и театров Москвы. 4 НЯ 1967 была введена в эксплуатацию Останкинской башня, строительство которого велось с 27 СН 1960. 8 ЯН 1957 было принято постановление ЦК КПСС об издании полного собрания сочинений Ленина В.И. в 55 тт. Представление о жизни за рубежом формировалось у граждан СССР на основе перепечаток из западных оппозиционных изданий в газете "За рубежом", издававшейся с 18 ИН 1960. 6 МЙ 1979 вышло постановление ЦК "О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы". 5 ДК 1993 вышел указ о мерах по защите свободы массовой информации.

 

Термины:  Абсолют, абсолютное  Армия  Блага  Власть политическая  Гражданское общество  Государственности традиции  Государство  Гражданство  Группа социальная  Действие социальное  Деятельность  "Золотое правило" нравственности  Изменения социальные  Идеологизация  Индустриальное общество  Идентификация и идентичность социальная  Интеграция  Интерес социальный  Информация  Искусство  Истина  Класс  Коммунизм  Консерватизм  Концепция  Красная гвардия  Культура  Легитимность власти  Либерализм  Лидер политический  Личность  Марксизм  Механицизм  Мировоззрение  Миф  Миф политический  Нация  Общество  Общность социальная  Оппозиция  Организация социальная  Отношения социальные  Партия  Политика  Политическая борьба  Политическая система  Постиндустриальное общество  Потребительского поведения теория  Потребность  Рациональность  Республика  Род  Российский флот  Россия  Рыночная экономика  Свобода  СНК   Собственность  Советы  Социализм  Структура социальная  Традиция  Утопия  Участие политическое  Философия  Ценности политические  Ценность  Человек  Экономика  Эксплуатация

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Ленин В.И.  Сталин И.В.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  7 СН 1918  20 АВ 1922  17 СН 1922  23 НЯ 1924  24 ДК 1924  14 ЯН 1925  10 ИЛ 1925  31 ЯН 1933  15 НЯ 1934  5 ДК 1938  24 ФВ 1942  2 МЙ 1945  8 ЯН 1957  18 ИН 1960  27 СН 1960  1 СН 1961  24 ДК 1962  4 НЯ 1967  6 МЙ 1979  5 ДК 1993

01.gif (814 bytes)
   

SM