Балин Д.И. Авторитет Айкино (Айкатыла) Арестантские роты Архангельск Архангельские русские Бог Вера Власть Война Волость Генерал-губернатор Голова Государственные крестьяне Государственный капитализм Государство Грамота Губерния "Дело" Денга Деньги Деятельность Добро и Зло Жандармы Закон Земства Зыряне Ижма Имущественное неравенство Интерес социальный Истина Кабинет министров Капитал Капитализм Крестьяне Министерство Наивный монархизм Отношения социальные Дом в Архангельской губернии Подати Политическая борьба Полиция Присяжные заседатели Род Санкт-Петербург Свобода Сенат Собственность Советы Ссылка Суды Российской Федерации Уезд Участие политическое Царь Человек Частная собственность Чиновник Ясак Киселёв П.Д. Крузенштерн И.Ф. Николай I 1796 1817 1823 1825 1828 1833 осень 1836 24 НЯ 1838 1847 1856 1860 1871 1877 ИзбаИзба - 1. Присутственное место в Древней Руси; первоначальное название в XVI в. приказа (Посольская изба и др.). После Земской реформы Ивана IV повсеместно происходило создание выборных губных (дворяне) и земских (черносошные крестьяне) изб, которые ведали сбором податей и исполнением повинностей, судом по гражданским и мелким уголовным делам. Во главе изб стояли губные и земские старосты. Крестьянский дом в с.Ижма, Коми 2. Жилища восточных славян. Значение избы было велико. С её устройством было неразрывно связано мировоззрение славянства: Окно - часть дома, вход и выход из него, противопоставляемый двери; элемент дома с многочисленными функциями, включая проводы и общение с душами покойников, земной аналог "окна Божьего". Красный угол - парадная часть дома с иконами, освящёнными предметами, столом. Располагается к востоку (реже - к югу), что связано с представлениями славян о движении Солнца. Места за столом строго ранжировались. Утварь крестьянского дома. Сысольский район Коми Печь - сакральная часть дома; хранительница "живого огня". Во внутреннем пространстве совмещает черты центра и границы. Соотносится со столом, через печную трубу - с "тем светом" (труба - путь вхождения и ухода нечистой силы). Сопоставима с дверью, окнами. Обряды с печью, как и с домом в целом, носили заклинательный характер. Хлеб - дар Божий, символ богатства, достатка, изобилия, знак покровительства, форма обмена м.людьми и Богом, живыми и мертвыми (последние участвуют в его выпечке, получают свою часть в виде пара). Оберегает от злых сил, побеждает смерть. От обращения с хлебом, как считалось, зависит сила, здоровье, удача. Элемент жертвоприношений, объект многих правил и запретов, обрядовых действий восточнославянского мира. Сопряжен с солью. Интерьер крестьянской избы Дежа - кадка для теста. Представлялась живым существом, требующим неослабного внимания и участия. Стол - "ладонь Божья", сакральный центр жилища, начальная и конечная точка любого пути. Место за столом являлось показателем семейного и социального статуса. Ложка - символ живого или мёртвого члена семьи. Элемент народной медицины, похоронно-погребального обряда, любовной магии. Полазник - гость, первый посетитель дома в Новом году. Защита дома - заговоренные грамоты, изображения петухов, коней, различные солярные знаки и др. Современная крестьянская изба
Реформы Ивана IV. Середина XVI в. Бог Гости Гражданство Грамота Губа Дворяне Действие социальное Древняя Русь Земская реформа Ивана IV Земства Календарная обрядность восточных славян Народность Подати Икона Мировоззрение Мировоззрение славян Приказ Посольский приказ Сакрализация Славяне Статус социальный Черносошные крестьяне Иван IV
|