История

Бабиков М.А._

Автономия  Армия  Великая Отечественная война  Война  Государственный аппарат  Государство  Зыряне  Кладбище  Коммунизм  Комсомол  Милитаризм  Министерства  Мобильность социальная  Орден  Отечественная война  Партия  Печора  Республика  Россия  Свобода  Совет министров  Советы  Социализм  Федерация  Флот российский  31 ИЛ 1921  13 СН 1945  1946  1948  1951  1955  1959  1962  1963  1965  1986  2 ФВ 2009

Извоз

Извоз - перевозка грузов и пассажиров гужевым транспортом, одна из повинностей крестьян и форма промысла (у извозчиков). Извозом руководил Ямской приказ. Котошихин Г.К. писал: "Ямской Приказ; а в нём сидит боярин, да думной дворянин, да два дьяка.

Извозчик на дрожках

Извозчик на дрожках

А ведомо в том Приказе всего Московского государства ямщики, и дается им царское жалованье по 20 рублев и болши человеку на год, а лошадей держат они для гонбы по 3 лошади у всякого человека, указное, а у иных по 6, кто за сколко служит; да им же даетца из царские казны за всякую езду прогоны, на 10 верст по 3 денги, кто с чем ни едет и что ни везет, своего или царского; а ездят они под гонцами, и под всякими людми, и под извозом, по царским подорожным грамотам. А собираются ямщиком на жалованье денги со всего Московского государства с крестьян, что и стрелцом, по указу, по чему на кого положено, а соберется тех денег на год блиско 50,000 рублев; а в городех, в Великом Новегороде, и во Пскове, и в Смоленске, и в Казани, и в Астарахани, и в-ыных болших городех, ямщиком денги собирают с тамошних уездных крестьян, и дают жалованье против того ж что и Московским.

Извозчик и автомобиль. Площадь Революции. Москва. 1937. Аркадий Шайхет

Извозчик и автомобиль. Площадь Революции. Москва. 1937. Аркадий Шайхет

А устроены ямские слободы дворов по 30 и по 40 и по 50 и по 80 и по 100, а слобода от слободы по 30 и по 40 и по 60 и по 90 и по 100 верст и болши". В XIX в. в Коми крае извозом занимались крестьяне из волостей, расположенных вдоль торговых речных путей и дорог, т.е. перевозили на лошадях, оленях и на речных судах разные грузы местных и инородных торговцев. В н.XIX в. Печорский волок шёл от верховьев Вогулки на Волосницу - 4 версты. На волоке суда и груз перевозились на телегах "вольнонаёмными извозчиками". Попов Н.С. отмечал: "За перевозку каюка берут они по 7, жигана по 5 руб. с полтиною, повозка по 2 руб. 75 коп.; и с пуда всякой клади по 2 и 2 с пол.копейки". В 1815 арендатор волока Прокофьев "поставил дело на широкую коммерческую ногу. У него работало 12 работников с 24 лошадьми". Напр., в Усть-Кожвинской волости Печорского уезда в 1890-е в извозе участвовала половина крестьянских дворов.

Езда гуськом по проселочной дороге. Тимм Василий Фёдорович

Езда гуськом по проселочной дороге. Тимм Василий Фёдорович

Они перевозили грузы в Ижму, Усть-Цильму, по сибиряковской дороге за Уральские горы до с.Ляпин ок.Обдорска. Зарабатывали за год в ср.на человека по 20 руб. Крестьяне Пустозёрской волости в к.1890-х перевозили товарные грузы с морской пристани у с.Куя, а также мороженую рыбу и дичь из своей волости в Усть-Цильму. Извозом занимались в 28% всех дворов, зарабатывая по 20-23 руб. на человека. Значительную роль извоз играл в заработках крестьян Усть-Цилемской волости. Обозы в 20-100 возов доставляли грузы торговцев-скупщиков в ЯН на Крещенскую ярмарку в Важгорт, в ДК и в МР на Никольскую и Алексеевскую ярмарки в Пинегу. Годовой заработок достигал 52 руб. на человека.

Аренда  Астрахань  Важгорт  Волосница  Волость  Вольнонаёмные  Двор  Денга  Деньги  Зыряне  Ижма  Копейка  Крестьяне  Печора  Полтинник (полтина)  Род  Рубль  Слобода  Товарное хозяйство  Уезд  Человек  Ярмарка

Док. Котошихин Г.К. Роспись главам и статьям книги сея

SM