Икона (греч. образ, изображение) - изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Особенности иконописи как элемента художественно-эстетической культуры можно понять только в рамках символической концепции искусства. На иконе как целостном религиозно-эстетическом символе за явным постоянно угадывается тайное - "письмена Бога". Современное искусство, в котором отсутствуют строгие правила, каноны, символика которого далека от религиозной, т.н.м., чаще всего функционирует в рамках знаково-символической концепции. По мнению современного испанского мыслителя Ортеги-и-Гассета X., искусство идёт по пути "дегуманизации", т.е. изживания "слишком человеческого" содержания: индивидуальной ограниченности, субъективной пристрастности, самонадеянного стремления художника-творца к самовыражению. Лишь когда художник поймёт, считал Ортега-и-Гассет, что его задача - конструирование выдуманного мира, а не исповедь и не проповедь, он станет подлинно свободным, сможет с помощью искусства совершить невозможное - изменить наше видение мира, изменив с помощью метафоры наши переживания. Такой инструмент искусства как метафора (особый художественный приём, связанный с перенесением свойств одного предмета на др.) - "игрушка, которую оставил человеку Бог" - позволяет постичь то, что находится слишком далеко от нас, до чего мы не можем "дотянуться" с помощью понятий. Метафора - это своеобразная "удочка" по уловлению разнообразных сторон бытия, это "мыслеобраз". С помощью метафоры мы становимся способными разрушить "иллюзионизм", воспроизведение привычного образа реальности. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т.ч. и иконопись, существовали с первых веков христианства) VII Вселенским собором (787, Никея, Малая Азия), согласно догмату которого - "честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней". В Русской православной церкви иконы принято освящать специальным чином, содержащимся в требнике. Одна из самых старинных икон, сохранившихся да наших дней - икона Бориса и Глеба тверской школы. Наиболее почитаемой иконой считается икона Владимирской Божьей матери, перенесённая Андреем Боголюбским в 1155 из Киева в Успенский собор Владимира-на-Клязьме.Одним из художников, оказавшим огромное влияние на развитие русской иконописи был Феофан Грек, работавший на Руси в н.XV в. Конечно, известна, написанная для храма св.Сергия в Троице-Сергиевом монастыре в 1411 Святая Троица Андрея Рублёва, "Богоматерь Одигитрия" Дионисия (1482) (Известна так же Богоматерь Одигитрия, присланная  из Царьграда князю Всеволоду Ярославичу. В 1111 она была перенесена в Смоленск). В XVI-XVII вв. сложились две иконописные школы - Годуновская (Рублёв А. и Дионисий) и Строгановская (Прокопий Чирин, Симон Ушаков). Во второй пол.XVI в. известность получила икона Богоматерь Казанская - одна из наиболее почитаемых православными икон, посвящённых Богородице.

 

Термины:  Бог  Богоматерь Казанская  Борис и Глеб, икона  Владимир-на-Клязьме  Владимирской Богоматери икона  Годуновская школа иконописи  Индивидуализм  Искусство  История  Князь  Культура  Концепция  Православие  Русская православная церковь  Русь  Свобода  Свято-Троицкая Сергиева Лавра  Собор  Спас Нерукотворный  Строгановская школа иконописи  Современное общество  Тверское княжество  Христианство  Троица  Успенский собор во Владимире  Церковь  Человек  Эстетическое

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Андрей Боголюбский  Андрей Рублёв  Всеволод I Ярославич  Дионисий  Ушаков С.Ф.  Феофан Грек  Чирин П.И.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  787  1111  1155  1411  1482

01.gif (814 bytes)
   

SM