История

Сапунов Н.Н. Чаепитие

Декларация  Календарная обрядность восточных славян  Купечество  Медали  Писцы  Реализм  Россия  Санкт-Петербург  Символизм  Участие политическое  Блок А.А.  Комиссаржевская В.Ф.  Левитан И.И.  17 ДК 1880  1893  1901  1905  1906  весна 1907  30 СН 1908  1908  1909  1910  14 ИН 1912  1912

Импрессионизм

Импрессионизм (фр.- впечатление) - направление в искусстве на рубеже XIX-XX вв., стремившееся передать мимолётные впечатления, вызванные изменчивостью окружающего мира, по-новому использовать краски для получения зрительного эффекта. Художники этого направления: Мане Э., Моне К., Писсарро К., Ренуар О. и др.

Вестминстерский дворец. Клод Моне

Вестминстерский дворец. Клод Моне

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 в Париже, на которой экспонировалась картина Моне К. "Впечатление. Восходящее солнце" (1872). Более семи выставок импрессионистов были проведены в 1876-1886. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент. Публичное выступление группы художников, объединившихся вокруг Мане Э., было встречено официальной буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей.

Клод Моне. 1923

Клод Моне. 1923

По завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием этого направления (В России, напр., Коровин К.А., Грабарь И.Э.). Однако, уже с к. 1880-х формальные приёмы их живописи были подхвачены представителями академического и салонного искусства. Последовательно просветляя свою палитру, импрессионисты освободили живопись от землистых и коричневых лаков и красок. Условная, "музейная" чернота в их полотна уступает место бесконечно многообразной игре рефлексов и цветных теней. Они неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв не только мир солнца, света и воздуха, но также красоту лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения.

Коровин К.А. Париж. 1933

Коровин К.А. Париж. 1933

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие др. темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений. Не следует, однако, полагать, что живописи их было свойственно только "пейзажное" восприятие действительности, в чем их нередко упрекали.

Грабарь И.Э.

Грабарь И.Э.

Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно широк. Интерес к человеку, и в особенности к современной жизни Франции, в широком смысле был присущ ряду представителей этого направления. В этом нельзя не видеть преемственности импрессионизма по отношению к основной линии развития французского реалистического искусства XIX в.

Академия  Буржуазия  Быт (житье, обиход, обычай)  Группа социальная  Движения социальные  Действие социальное  Демократия  Идеализм  Интерес социальный  Искусство  Классицизм  Общество  Реализм  Салоны  Свобода  Современное общество  Труд  Грабарь И.Э.  Коровин К.А.  1872  1874

SM