История

Пудовкин В.И._

Армия  Большевизм  ВКП(б)  Государство  Искусство  Коммунизм  Концлагерь  Медали  Московский университет  Народность  Орден  Партия  Первая мировая война  Республика  Род  Россия  Русь  Санкт-Петербург  Советы  Социализм  Федерация  Университет  Горький А.М.  Джугашвили И.В.  Минин К.  Нахимов П.С.  Пожарский Д.М.  Суворов А.В.  Ульянов В.И.  Чингисхан  16 ФВ 1893  1914  1915  1919  1920  1925  1925  1926  1927  1928  1939  1941  1941  11 ЯН 1947  1947  1948  1951  30 ИН 1953

Индивидуализм

Индивидуализм - мировоззренческая программа, про возглашающая в качестве высшей ценности интересы индивида, форма осознания индивидуальности. Индивидуализм проявляется в отношениях человека к человеку, индивида к обществу и государству, к социальной группе. Оценки социальной значимости и философского смысла индивидуализма разнообразны. Индивидуализм рассматривается как позиция индивида, отделяющая его от массового, "стадного" поведения, от социального конформизма.

Иммануил Кант

Иммануил Кант

Индивидуализм часто противопоставляется этатизму, поглощению жизни индивида, его интересов интересами государства. Индивидуализм может рассматриваться как расширение чувства обладания, как "право собственности на самого себя" (Штирнер М.). Существует интерпретация индивидуализма как осознанного стремления предприимчивого, энергичного индивида к личному успеху.

Индивидуализм как необщительность, стремление к уединению оценивается в качестве необходимой предпосылки творческой дёятельности (Кант И.). Противоречивость оценок индивидуализма определяется противоречивостью самого индивидуализма как типа мировоззрения. Принципы индивидуалистического мировоззрения сложились не сразу, поэтому об "античном" индивидуализме, индивидуализме средневековой культуры можно говорить условно, опираясь на расширительную трактовку индивидуализма. Расширительное толкование индивидуализма отождествляет его с признанием относительной автономности индивида. Так, "античный индивидуализм" есть форма ослабления родовых и групповых связей, реализуемая посредством признания связей индивида с космическим целым.

Знатная греческая дама

Индивидуалистические мотивы в средневековом мышлении связаны с обоснованием личной свободы человека и его ответственности перед Богом. В "гуманистическом индивидуализме" Возрождения находит выражение идея деятельно-конструктивной природы человека. Содержание индивидуализма в узком смысле определяется тремя постулатами. Первый постулат индивидуализма - рассмотрение общества не как сложной системы социальных отношений, но как совокупного человеческого существования, коллектива, собрания индивидов. Второй постулат предполагает антропологический подход к человеку. Сущность человека рассматривается как совокупность определённых качеств, изначально ему присущих, отданных ему в безраздельное владение, неотчуждаемых. Третий постулат предполагает полное несовпадение законов жизни общества и законов жизни личности. Эти три закона индивидуализма, взятые в сопоставлении, обнаруживают свою противоречивость, чем и определяется не устойчивость индивидуализма как мировоззрения, многообразие его форм.

Пример хороших манер первой половины XIX в.

Пример хороших манер первой половины XIX в.

Если индивид - лишь набор определённых качеств, которыми он обладает, а общество - совокупное "индивидное" существование, то м. индивидом и обществом не д.б. пропасти. Ничто не должно стоять м.ними, кроме самого обладания, в котором сосредоточены устремления человека к автономному, свободному существованию. Постепенно уступки обществу приводят к чувству утраты, собственность индивида поглощается более сильным коллективным партнёром - обществом. Человек стремится вернуть своё утраченное "Я" двумя способами: либо путём законного выкупа, либо - насилием, "грабежом", подчинением себе человеческого сообщества.

Так возникают две формы индивидуализма: "мещанский", обывательский, и "бунтарский". Для первого характерно стремление "договориться" с обществом-коллективом, "выкупить" себя за отчуждение части своих прав. Бунтарский индивидуалист не торгуется с обществом, а стремится подчинить его себе, превратить в проекцию "Я". Обе формы индивидуализма носят универсальный характер, могут проявляться в любую историческую эпоху.

Европейская женская мода 1829 г.

Европейская женская мода 1829 г.

Однако они имеют свою "историческую родину". "Мещанский" индивидуализм, наиболее законченную форму обретает в эпоху Просвещения. Зиммель Г. назвал его "количественным" индивидуализмом. "Количественный" индивидуализм - это индивидуализм равных ("одинаковых") в правовом и нравственном отношении обособленных индивидов. Индивидуализм "бунтарский" ярче всего был выражен в философии Возрождения, в немецком романтизме, в ницшеанстве. Зиммель Г. назвал этот индивидуализм "качественным", воплощающим в себе мировоззренческое кредо творческой личностей. Мировоззренческая установка индивидуализма в широком смысле характерна для любого общества с достаточно высокой степенью социальной дифференцированности и является необходимой предпосылкой социальной коммуникации. Распространение индивидуализма в узком смысле - свидетельство неэффективности функционирования наличной системы социальных связей, несбалансированности частей социального целого.

Автономия  Антропологизм  Бог  Государство  Группа социальная  Деятельность  Законы социальные  Интерес социальный  История  Конформизм  Космос  Культура  Личность  Мировоззрение  Общество  Отношения социальные  Отчуждение  Отношения социальные  Просвещение  Род  Свобода  Собственность  Философия  Ценность  Человек  Эпоха

SM