Инта ИнтаИнта - город на левом берегу р.Большая Инта (приток р.Косью, впадающий в Усу), центр муниципального образования, в 780 км от Сыктывкара. Возникновение города было связано с открытием и разработкой Печорского угольного бассейна. Первые сведения об интинском угле были получены от жителя Петруни Сорвачёва, обнаружившего выходы угля на р.Большой Инте и р.Нече. В 1912 эти выходы изучил геолог Матафин П.П. В 1915 в Геологический музей Академии наук доставили коллекцию интинских углей и вмещающих пород. В ИЛ 1924-АВ 1924 на р.Большая Инта работала геологическая экспедиция под руководством Сошкиной Е.Д., обследовавшая выходы двух пластов угля. В 1927 здесь работала экспедиция геологов Чернова А.А. и Пономарёва Т.Н. В районе современного города находилась охотничья избушка уроженца с.Петрунь (по др.данным - д.Дресвянка) Фёдора Акимовича Филиппова. С 1928 на Интинском месторождении проводилось механическое колонковое бурение. К 1931 стало ясно, что Интинский угленосный район является, наряду с Воркутинским, наиболее перспективным; и именно там следует сосредотачивать основные геологоразведочные работы. В 1931-1936 на территории Интинского месторождения было проведено несколько небольших разведочных работ - вначале шурфовкой и проходкой штолен в местах выхода угля, позднее - ручным и механическим бурением. В 1933 вскрыла пласты угля первая буровая скважина. В 1936 тут появился лагерный пункт, входивший в систему Ухтпечлага. В 1938 в "Руднике Большая Инта" находилось ок.120 человек. Разведка шахтных полей велась двумя механическими буровыми станками с нефтяными двигателями. Одна из двух работавших там буровых бригад занималась также прокладкой шурфов; летом всех перебрасывали на заготовку сена для лошадей и коров, имевшихся при руднике. Лошади были одним из главных средств передвижения, причём не только по сухопутным дорогам и тропам; они также тянули по рекам лодки - летом это был единственный путь сообщения лагпункта с "большой землёй", а зимой существовал санный путь к устью р.Косью. 25 ЯН 1939 в лагпункте насчитывалось 9 бараков для заключённых, управление рудника, баня, палатка скважины военизированной пожарной охраны. В 1940 в поселении были также 6 мастерских, коровник, конюшня и др.здания, всего их насчитывалось ок.30. Разведка месторождения велась до МЙ 1940. 13 МЙ 1940 были заложены две первые шахты, неглубокие, чтобы поскорее начать добычу угля. Инта Осенью того же года началось усиленное строительство жилья для новых партий заключённых, складов, деревообделочной мастерской, здания Управления, столовой и больницы. В 1941 в 2 км от первого лагпункта был построен второй лагпункт. В н.1941 в Инте было 844 заключённых, в АП 1941 - 1239 заключённых, трудившихся в тяжелейших условиях. Питание составляло 512 граммов в сутки на одного работающего. Не было постельного белья, спецодежды, посуды. В первом квартале 1941 умерли от голода и болезней 22 человека. В ИЛ 1941-АВ 1941 Северная железная дорога достигла Инты; 28 ДК 1941 через станцию Инта прошёл первый поезд до станции Воркута. В течение 1941 на наиболее разведанных участках месторождения заложили 8 шахт. В к.1941 Интастрой был выделен в самостоятельное управление. Сюда из Воркуты отправили пешком 5746 заключённых и мобилизованных советских немцев из сельхоза "Мукерка". В 1942 построены первые деревянные корпуса ремонтно-механического завода. В 1943 был отправлен первый эшелон с интинским углём. 16 МР 1944 был образован рабочий посёлок Инта, относившийся к Кожвинскому району. В 1944 была сдана в эксплуатацию шахта № 3, началось строительство шахт № 5,9, 10, заработала первая турбинная электростанция, начала работать первая очередь кирпичного завода (до него существовала мастерская по изготовлению глиняной посуды). В Инте впервые в СССР сырьём для кирпичного завода стала использоваться шахтная порода, причём обжиг кирпича происходил на топливе, включённом в породу (с 1 ОК 1952 завод полностью был переведён на выпуск кирпича из пустых пород шахтных терриконов пластическим способом прессования). 12 НЯ 1946 открылась школа рабочей молодёжи. Первые шахты строились по упрощённым техническим схемам, предусматривавшим большую долю ручного труда. В послевоенный период часть шахт была реконструирована или закрыта. Во второй пол.1940-х-н.1950-х завершилось строительство шахт № 5, 10, 13-14, появились ТЭЦ-2, шлакоблочный завод (в 1947), переведённый позднее на выпуск товарного бетона и сборного железобетона, паровозное депо. В 1948 была сдана в эксплуатацию шахта № 9. В 1949-1953 была построена шахта № 12, в 1950-1954 - шахта № 11. Общий вид Инты В 1956 началось строительство шахты № 15, в 1957 - шахты № 16. С 1947 в Инте стали строиться в основном кирпичные и шлакоблочные двух- и трёхэтажные дома с центральным отоплением, водопроводом и канализацией; правда, до 1954 перекрытия в этих домах возводились по деревянным балкам с деревянным накатом, и только в 1954 основным элементом конструкции перекрытий стал железобетон. Появился деревообрабатывающий комбинат, выросший из небольшой мастерской; здесь стали производить различные сложные деревянные конструкции, столярные изделия, мебель. В н.1949 в состав Интинского поселкового совета входили населённый пункты: посёлок Инта, Рудник, Большая Инта, Рудоуправление, посёлок 2-го района, железнодорожная станция Инта, посёлок Кожим-Уголь, железнодорожная станция Кожим, разъезды Чёрный и Угольный, совхоз Кожим, автоколонна Печорлес. 4 ОК 1954 рабочий посёлок был преобразован в город Инта. Вот краткое описание города, сделанное в 1957: "Город в основном застраивается кварталами, причём в каждом квартале предусматривается зона отдыха, спортивные площадки, детские учреждения, а также сберкассы, парикмахерские и другие бытовые предприятия, размещённые в первых этажах зданий. Центральный район города с общественными, административными, коммунальными и культурными зданиями имеет продольные улицы: Набережную - вдоль левого берега реки Инты, Полярную и ул.Кирова - параллельные ул.Набережной... Поперечные улицы расположены перпендикулярно направлению господствующих ветров и решены несимметричными профилями для борьбы со снежными заносами. Ул.Кирова в направлении на запад связывает центральный район с Западным и Больничным городком. Продолжение ул.Кирова на восток через р.Угольную, впадающую в р.Инту, приводит в районы Спортивный и Восточный, а затем выходит на автодорогу, идущую через районы Шахтёрский, Горный, Транспортный, и к станции Инта... При станции Инта расположен район города Верхняя Инта. Центральный район... находится на расстоянии 12 км от станции Инта. В 3 км от дороги, соединяющей центральный район со станцией Инта, расположен район Южный, который начал застраиваться. В этом районе проживают трудящиеся 3 больших шахт. Здесь будут строиться трёх- и четырёхэтажные дома с центральным отоплением, водопроводом и канализацией. Такое же строительство ведётся в Западном и Восточном районах. Однако в связи с быстрым освоением месторождения, особенно в 1955-1956, для более быстрого обеспечения трудящихся жильём в рабочих посёлках шахт ведётся также строительство и сборнощитовых домов. Панорама города Инта Из центрального района по мосту через р.Инту дорога приводит в парк культуры и отдыха. Далее дорога ведёт в район совхоза... Дорога - излюбленное место для любителей природы, которые пешком, на велосипедах и автомашинах выезжают на прогулки, охоту и рыбную ловлю. Исключительно живописны озёра и берега реки... В центре города расположены здание управления комбината "Интауголь", городской и районный Советы депутатов трудящихся, районный комитет КПСС, почта, клуб, Дворец физкультуры, две школы-десятилетки, поликлиника, детясли, детсады, баня, магазины. В ближайшее время будет построен кинотеатр... Почти вся территория, на которой построен город, была покрыта лесом (ель, береза), но сохранить растительность удалось только в Южном и частично в Западном районах. В Центральном районе... лес при строительстве вырублен... Снабжение города водой производится из артезианских скважин... В городе работают хлебозавод, завод по выпуску фруктовых вод. В длинные зимние вечера улицы Инты освещены электрическими фонарями. Для связи районов между собою и с шахтами по улицам молодого города курсируют автобусы, такси, нередко можно видеть и собственные автомашины жителей Инты". В 1959 здесь жили 45,2 тыс.человек. В 1954-1964 были построены широкоэкранный кинотеатр, больничный комплекс и поликлиника, хлебный и молочный заводы. В 1965 пущена шахта № 15. В 1970 в городе жили 50,2 тыс.человек, в 1986 - 57,5 тыс.человек, в н.1992 - 60,7 тыс.человек. Академия Академия наук Сыктывкар Быт (житье, обиход, обычай) Бюджет Великая Отечественная война Верхняя Инта (Вылыс Инта) Война Воркута Воркута-Котлас Двор Дресвянка Железные дороги Зыряне Кладбище Коммунизм Концлагерь Культура Муниципалитет Немцы Нефтегазовый сектор и бюджет России Общество Отечественная война Партия Республика Республика Коми Россия Собственность Советы Современное общество Совхоз Социализм Товарное хозяйство Труд Ухта Ухтпечлаг Человек Экспедиция Эксплуатация Костриков С.М. 1912 1915 ИЛ 1924 АВ 1924 1927 1928 1931 1933 1936 13 МЙ 1940 ИЛ 1941 АВ 1941 28 ДК 1941 1941 1942 1943 16 МР 1944 1944 12 НЯ 1946 1947 1948 1 ОК 1952 4 ОК 1954 1956 1957 1965
|