История

Немецкая школа. Филипп Андреас Килиан - Philipp Andreas Kilian. 1628-1693 Христос и грешница. С картины Тинторетто (1518-1594)

Немецкая школа. Филипп Андреас Килиан - Philipp Andreas Kilian. 1628-1693 Христос и грешница. С картины Тинторетто (1518-1594)

Иоахимисты

Иоахимисты - еретическое течение в странах Западной Европы в XIII-XV вв., состоявшее из сторонников учения итальянского монаха Иоахима Флорского Джоаккино да Фьоре (1132(?)-1202). Они проповедовали три эпохи соответственно трём лицам Троицы: эпоха Закона (Ветхий Завет), эпоха Справедливости (Новый Завет), когда мир управлялся церковью, и грядущая эпоха Любви, когда люди возвысятся над Церковью и восторжествует любовь и мир. 

Современные исследователи всё больше склонны видеть в странной личности аббата Иоахима Флорского, которого Данте поместил среди великих созерцателей в сфере Солнца, основную силу, повлиявшую на развитие мистицизма в Италии. Истинное значение его пророчеств, призывавших, по существу, к замене ортодоксального христианства мистическим, было оценено только после его смерти. Их влияние, однако, возрастало на протяжении всего XIII в., особенно после появления нищенствующих братств, воплотивших, казалось, предсказания Иоахима о том, что новая эра Святого Духа начнется ок.1260 благодаря двум орденам, которые будут жить духовной жизнью и проповедовать нищету.

Нидерландская школа. Эгидий Саделер - Egidius Sadeler 1570-1629 Снятие со креста. С оригинала Тинторетто (1518-1594)

Нидерландская школа. Эгидий Саделер - Egidius Sadeler 1570-1629 Снятие со креста. С оригинала Тинторетто (1518-1594)

Начиная с этого времени, иоахимизм нашёл свой способ выражения в францисканском мистицизме наиболее революционного типа. Хотя не существует свидетельств о том, что св.Франциск Ассизский (1182-1226) знал о пророчествах "Вечного Евангелия", до него не могли не дойти какие-то сведения о них, а также о катарах и прочих полумистических ересях, приходивших в Италию с севера. Многие ереси делали особое ударение на евангельском представлении о нищете, но мистический гений Франциска, который вполне мог получить духовную пищу из этих источников, был сам по себе поразительно оригинален. Св. Франциск был редчайшей самовыражающейся личностью, великим духовным реалистом, не допускавшим никаких альтернатив духовной нищете и радостной мистической жизни. Св.Франциска не коснулось воздействие монашеской дисциплины и сочинений Дионисия и Бернарда. Единственным литературным произведением, безусловно оказавшим на него влияние, был Новый Завет. 

Францисканские монахи в Иерусалиме

Францисканские монахи в Иерусалиме

Вместе с Франциском мистицизм вышел в "открытое пространство", попытался трансформировать повседневную жизнь, заговорил на народном языке и стал воспевать Божественную Любовь в песнях трубадуров, оставаясь при этом вполне лояльным к Католической Церкви. Никому после него не удалось уловить его секрет - секрет духовного гения редчайшего типа. Он оставил свой след в истории, искусстве и литературе Западной Европы. Влияние его духа ощутимо и по сей день.

Многие иоахимисты погибли в застенках и на кострах инквизиции. В целом же можно сказать, что итальянский мистицизм берёт своё начало от св.Франциска и в первоначальный период практически полностью является прерогативой его последователей, особенно группы "спиритуалов", стремившихся сохранить в чистоте его идеалы. Здесь мы видим францисканское рвение и целеустремленность в союзе с апокалиптическими представлениями, выведенными из идей последователей Иоахима Флорского.

Альтернативная стоимость  Блага  Бог  Братства  Группа социальная  Ересь  Закон  Идеализм  Искусство  Исследование социологическое  Истина  Искусство  Католицизм  Личность  Лояльность  Монах  Народность  Общество  Орден  Реализм  Революция  Современное общество  Сфера  Христианство  Церковь  Эпоха  Эра  1132  1182  1202  1226

SM