Шостакович Д.Д._

Академия  Быт  Война  Государство  Гражданство  Деятельность  Интерес социальный  Карикатура  Народность  Общество  Отечественная война  Памятник  Петроград  Почётный гражданин  "Правда"  Республика  Род  Россия  Советы  Социализм  Труд  Уезд  Университет  Федерация  Философия  Частная собственность

Гоголь Н.В.  Григорович Ю.Н.  Кюхельбекер В.К.

4 ФВ 1831  21 ФВ 1895  12 СН 1906  1919  1923  1925  1926  1927  1928  1929  1931  1932  18 ИЛ 1933  1934  26 ЯН 1936  20 НЯ 1937  10 ОК 1938  1939  1940  1941  5 МР 1942  1942  1946  1950  1952  1954  1957  1961  1962  1966  26 СН 1967  1968  1971  1974  9 АВ 1975  1982

Искусство - практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. Искусство есть ядро эстетической культуры, которая, в свою очередь, включает в себя эстетические ценности, эстетические потребности и способности (эстетическое восприятие, эстетический вкус и эстетический идеал), деятельность по их освоению и воплощению, эстетическое воспитание. Эстетическая деятельность м.б. внехудожественной. Эстетические аспекты присутствуют в деятельности учёного, социально-преобразовательной деятельности, в быту, в спорте и т.п. Искусство - это специализированная эстетическая деятельность. Оно существует для реализации эстетических ценностей, максимально активизирует эстетические переживания. Искусство концентрированно выражает эстетическое отношение к миру. В отличие от эстетического переживания, которое может существовать в любом виде деятельности, сопровождать её, искусство моделирует особую реальность - художественную, в которой эстетическое освоение мира заключено в особую "рамку", отгорожено от целесообразно-утилитарных видов деятельности. В истории человеческой культуры издавна сосуществовали, сталкиваясь, а порой и переплетаясь, взгляды на искусство как на подражание природе (мимезис), интерпретация искусства как творческого самовыражения, знаково-символическая концепция. То или иное понимание сущности искусства неотделимо от понимания мира, природы человека и взглядов на общество. В зависимости от понимания сущности искусства определяются его функции и происхождение. Понимание искусства как подражания действительности, её отражения возникает в античности и остаётся популярным вплоть до XX в. Для Платона искусство - это подражание миру чувственных вещей. Царство идей может стать предметом созерцания только мыслителя, художник создаёт "тени теней". Поэтому художественное произведение обманчиво, препятствует познанию истины, хотя и заразительно, Для Аристотеля искусство также основывается на подражательной способности. Подражание - это, по существу, познавательная способность. Искусство как подражательная деятельность включает также моменты удовольствия, которое основывается на радости узнавания. Искусство говорит о возможном, о том, что "могло бы случиться". Поэтому искусство не погрязает в воспроизведении частностей, в чём оно превосходит описательность истории. Аристотелю принадлежит разработка понятия катарсиса, очищения человеческой души от низменных страстей посредством созерцания - особой формы познания. Искусство обязательно включает элемент удовольствия, воспитывает, расширяет познавательный кругозор. Этот взгляд на искусство был крайне популярен в античности и в более позднее время. По словам Плутарха, переход от незнания к знанию труден, подобен резкому переходу от тьмы к свету. Искусство необходимо как низшее звёно в познании. Осн.назначение искусства - воспитание ума: "Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты". Отношение к искусству как к подражанию природе - "лучшему мастеру форм" - характерно для эпохи Возрождения. Воспроизведение природы и лучшего её творения - человека - основная задача искусства, достижение внешнего правдоподобия оказывается сферой приложения специального знания - анатомии, математики, статистики. Деятели художественной культуры Возрождения ориентировались на идеал, выверенный с помощью точного знания. С др.ст., художественная культура Возрождения - это культура признания безграничности творческого развития человека, его совершенствования; она стирала грани м.телесным и духовным, "внешнее" делала равноценным "внутреннему". "Человеческий взгляд на мир" - линейная перспектива в живописи становится преобладающим.

Так рождается "иллюзионизм" - удвоение реальности, в котором закрепляется абсолютность человеческой субъективности. В VII в. теоретик эпохи классицизма Буало Н. также исходил из принципа подражания природе. Однако Буало, опираясь на идеи французского рационалиста Декарта Р., его программу очищения разума от страстей, выдвигает идею подражания природе не в её чувственно-вещных характеристиках, но природе как постигаемой разумом структуре. Критерием красоты оказывается ясность, выявляемая только разумом. Особая модель человека нового времени, согласно которой познавательная способность тождественна сущности человека, определяет и воспитательное назначение искусства. В век Просвещения основное назначение искусства и его сущность также определялись его познавательной функцией. Художник ничего не изобретает, однако он наделён более острым зрением, нежели обычный человек, который не может самостоятельно увидеть истинное положение вещей. Познавая, искусство морализирует, становится "школой нравственности", воспитывает гражданина. Познавательная природа искусства в эпоху Просвещения становится основой выполнения искусства не только морально-воспитательной, но и идеологической функции - "приговора о явлениях жизни". Для сторонников теории самовыражения искусство является безграничной сферой проявления ничем не ограниченной активности. Представители немецкого романтизма рассматривали искусство в качестве внутреннего шифра души художника. "Музыкант, - писал Новалис, - изымает существо своего искусства из самого себя, и никакое подозрение, что он подражает кому-то, не может коснуться его". Эмоциональная перегруженность т.н. искусства делает его естественным средством "заражения" читателя, зрителя эмоциями автора. Искусство с этой т.з. превращается в исповедь. По мнению Толстого Л.Н., искусство опирается на единство душевного опыта людей:

"Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства. А другие люди заражаются этими чувствами и переживают их". Знаково-символическая концепция рассматривает искусство не в привычной системе "человек- мир", но либо как абсолютно замкнутую, автономную систему деятельности, либо как форму связи человека с чем-то запредельным, с Богом. История подхода к искусству как к знаково-символической системе - это его современная история. Однако и в прошлом существовал подход к искусству как к деятельности, результаты которой открывают нам дорогу в иной, потусторонний мир. Особенности иконописи как элемента художественно-эстетической культуры можно понять только в рамках символической концепции искусства. На иконе как целостном религиозно-эстетическом символе за явным постоянно угадывается тайное - "письмена Бога". По поводу происхождения искусства существует ряд теорий. Сторонники биологизаторской концепции, выдвинутой ещё Дарвиным Ч., усматривают исток искусства в потребности привлечь внимание живого существа противоположного пола, всячески украшая себя. К биологизаторской концепции искусства с известными оговорками можно отнести и психоаналитическую теорию Фрейда 3. Искусство возникает из аффективных конфликтов психики; искусство - форма вытеснения и видоизменения влечений человека (использование энергии элементарных влечений для более высоких целей). Игровая теория ( Спенсер Г., Аллен Г., Гросс К. и др.) причины возникновения искусства усматривает в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости "тренировки" для усвоения социальных ролей. В рамках магической теории искусство оказывается формой различных видов магии, вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека. Плеханов Г. В., сторонник трудовой теории, считал, что искусство - "дитя труда", а не игры; полезные качества предметов затем становятся объектом художественного наслаждения.

Трудовой процесс, магические действия, игра, манипуляции по "привораживанию" сексуального партнёра в мифологическом мышлении первобытного человека составляли единое целое. Миф для первобытного человека был универсальной формой жизни и мысли, необходимой формой освоения окружающего. Все четыре версии происхождения искусства можно назвать лишь абсолютизацией универсальной синкретической (нерасчленённой) формы архаической человеческой деятельности - мифа. Мифу присущи те особенности, которые можно обнаружить в современном художественном произведении: эмоциональная насыщенность, образность, вариативность, ценностная окрашенность, отсутствие субъект- объектной противопоставленности. Однако если современное художественное произведение окрашено личностно-смысловым отношением, то "праискусство" ориентировано на коллективную значимость. Так, в изображении фигур, столь часто встречающихся в архаической культуре, гиперболизированы плодоносные функции женщины, имеющие коллективно-родовую значимость. Образность первобытного искусства не носила метафорический, "переносный" характер, а имела значение символа, онтологически (бытийно) связанного с символизируемым. Символ в рамках мифологического мышления - не изображение или обозначение вещи, но сама вещь. Прекрасные "обобщённые" изображения животных на стенах древних пещер - это не любование движением в "чистом" виде, это овладение животным через создание изобразительного символа движения. Наконец, совмещение, казалось бы, несовместимых признаков в одном изображении, появление, напр., множества ног у животного или изображение человека с головой животного - то, что мы назвали бы свободной игрой фантазии, - есть воплощение принципа "оборотничества" мифа, превращаемости всего во всё. Подводя итоги, можно утверждать, что искусство не тождественно мифу, но выросло из универсальных структур мифологического освоения действительности, содержащего в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельные моменты. Искусство и до с.п. несёт в себе элементы мифологического мышления; невозможно понять искусство, не учитывая его сходства с мифом. Проблема функций искусства тесно связана с представлениями о сущности искусства, его происхождении, направлении его эволюции. Если ограничиться простым перечислением функций, то можно назвать следующие: эстетическая функция, познавательная, коммуникативная, гедонистическая (функция наслаждения), эвристическая (творческая), катарсическая ("очищающая"), социально-организующая, воспитателъная, игровая, компенсаторная. По поводу содержания функций искусства, соотношения различных функций м. собой до с.п. ведутся споры. Если искусство есть сгущение, концентрация эстетического отношения к действительности, осуществляемая с помощью моделирования особой художественной реальности, иллюзорного мира, который не претендует на подлинность, то эстетическая функция искусство будет не "первой среди равных", но основной, определяя особенности проявления др. функций. Эстетическое воздействие искусства выражается, по словам крупнейшего отечественного психолога Выготского Л. С., в "отсроченной реакции", Опосредованной сложной работой мысли. Катарсическое воздействие художественного произведения и выражает собственно его эстетическую сущность. Искусство очищает нашу душу, просветляет, видоизменяет наши эмоции с помощью "сострадания и страха", как писал ещё Аристотель. Парадоксальность художественно-эстетической эмоции стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям. Искусство в своей эстетическо-катарсической функции "просветляет", очищает эмоции путём расширения их предмета. Искусство обращает человека к самопознанию, преображая "фальшивые" театральные слёзы в настоящие. Оплакивая смерть трагического героя, зритель фактически предощущает возможности, которые таит в себе его собственная смерть, эстетическое переживание носит обобщенно-символический характер. Оно воздействует на нашу познавательную способность в целом, а не способствует познанию конкретных явлений, оно интенсифицирует нашу внутреннюю жизнь, но не формирует отдельные поведенческие навыки. Эстетические эмоции есть сигналы пробуждения в нас способности к творчеству, жажды осмысленной, свободной жизни. Поэтому жёсткое разделение познавательной, воспитательной, игровой функций искусства не имеет смыла, можно говорить лишь о различных модусах, способах функционирования искусства в нашей жизни. 12 ДК 1773 при московском Воспитательном доме были открыты классы театрального танцевания по руководством Беккариа Ф.; теперь - Московская государственная академия хореографии. 28 МР 1776 в Москве был основан Большой театр. 30 ДК 1780 был открыт Петровский театр в Москве. 19 МР 1898 в Петербурге был открыт музей изящных искусств императора Александра III, а 17 АВ 1898-13 ИН 1912 был построен Музей изящных искусств в Москве; теперь - Государственный музей изобразительных искусств им.Пушкина А.С. 7 ДК 1919 было присвоено звание Академического театра Большому, Малому, Художественному в Москве, Александринскому (теперь - им.Пушкина А.С.), Мариинскому и Михайловскому (теперь - им.Мусоргского М.П.) в Петрограде. 1 ЯН 1921 состоялось открытие Еврейского Камерного театра в Москве. Первый спектакль режиссёра Алексея Грановского - "Вечер Шолом-Алейхема". Декорации и костюмы делал Шагал М.З. Это были последние работы художника в России (в 1922 он эмигрировал). 27 ОК 1927 в Москве был открыт Центральный театр рабочей молодёжи, теперь - театр им.Ленинского комсомола. 21 ФВ 1935 состоялся первый в СССР Международный кинофестиваль в Москве. 10 ДК 1936 в Москве открылся Центральный детский театр. При советской власти работники искусств были объединены в специальные творческое союзы (25 ФВ 1930 в Москве был открыт клуб театральных работников; теперь - Центральный дом работников искусств).

Термины:  Абсолют, абсолютное  Автономия  Академия  Архитектура  Бог  Большой театр  Быт  Власть государственная  Власть политическая  Воспитательный дом  Гедонизм  Гражданство  Дарвинизм социальный  Деятельность  Движения социальные  Действие социальное  Идеализм  Изменения социальные  Император  Истина  История  Классицизм  Комсомол  Конференция  Конфликт  Концепция  Культура  Личность  Миф  "Могучая кучка"  Мораль  Московский Художественный театр  Народность  Обычай  Отношения социальные  Петроград  Пролеткульт  Пролетариат  Просвещение  Потребность  Рациональность  Республика  Род  Санкт-Петербург  Собственность  Советы  Современное общество  Социализм  Структура социальная  Сфера  Труд  Ценность  Человек  Эволюция  Эпоха  Эстетическое

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Александр III  Аристотель  Ленин В.И.  Мусоргский М.П.  Плеханов Г.В.  Пушкин А.С.  Толстой Л.Н. Фрейд Зигмунд   Шагал М.З.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  12 ДК 1773  28 МР 1776  30 ДК 1780  27 АВ 1896  19 МР 1898  17 АВ 1898  13 ИН 1912  7 ДК 1919  1 ЯН 1921  1922  27 ОК 1927  25 ФВ 1930  21 ФВ 1935  10 ДК 1936  19 ИЛ 1984

01.gif (814 bytes)
   

SM