История

Торлопов Г.И._

Исправник

Исправник - в России глава уездной полиции. В 1775-1862 избирался дворянами (назывался капитан-исправник), затем назначался властями. 18 НЯ 1796 вышел указ о "новом разделении в здешней столице частей и кварталов". Капитан-исправник возглавлял нижний земский суд (главный административный орган уезда), состоящий из заседателей, избранных от дворян. Финансовыми и хозяйственными делами занималось уездное казначейство, судебными органами - городовой магистрат (для жителей уездного центра) и нижняя расправа (для государственных крестьян). Функции охраны порядка осуществлял городничий, имевшийся в каждом уездном центре. На все высшие должности в местном аппарате управления назначались русские чиновники, судопроизводство велось исключительно на русском языке. Исправники контролировали социальные волнения и революционные события в провинции страны. Одной из основных форм протеста в коми деревне в годы революции 9 ЯН 1905-3 ИН 1907 был отказ от уплаты податей и несения повинностей. К к.1905 движение против податного гнёта приобретало массовый характер.

Губернатор Гирс А.Ф. с группой полиции. Нижний Новгород

Губернатор Гирс А.Ф. с группой полиции. Нижний Новгород

Активность внесли бывшие солдаты, вернувшиеся с фронтов русско-японской войны. Увеличение земских сборов вызвало возмущение крестьян с.Выльгорт и д.Чит. Они потребовали объяснения от земской управы и предложили представить подробную смету, на что именно расходовались деньги. Крестьяне постановили: "Чтобы на будущее время был издан закон, разрешающий утверждать в гласные земского собрания тех именно лиц, которые будут выбраны волостными сходами, а без такого закона мы отказываемся избирать кандидатов на земского гласного потому, что при неутверждении выбранного лица из нашей волости в гласные мы лишены обсудить свои нужды и защищать свои интересы". Увеличение земских сборов вызвало ещё более бурную реакцию у крестьян Еньяибского общества Визингской волости. Когда им на сходе 17 ФВ 1906 было объявлено об этом, они заявили свой протест. О событиях в Визинге стало известно далеко за пределами Усть-Сысольского уезда. Выходившая в Вологде либеральная газета "Северная земля" 25 МЙ 1906 сообщала: "С 17 ФВ по 12 МР в Визинге было 5 сходов.

Русские типы. Околоточный

Русские типы. Околоточный

Небывалое ещё явление, оно само по себе свидетельствует о том общественном подъёме жизни, какой стал замечаться в крестьянской среде после манифеста 17 ОК 1905. Все сходы были очень многолюдны... и очень продуктивны". Говоря о "продуктивности", газета, вероятно, имела в ввду рост общественной активности крестьян. Почти одновременно с событиями в Визинге, 3 АП 1906 произошли волнения в с.Айкино. Здесь при отправке политических ссыльных местные крестьяне Иванов А., Исаков А., Попов Д., Берников А., Фёдоров И., Леонтьев С., Попов С. во главе с бывшим солдатом Малафеевым Ф. устроили митинг. При большом стечении народа они говорили о дороговизне жизни и разгроме винной лавки. В рапорте пристава 1-го стана яренскому исправнику утверждалось, что эта группа крестьян "постоянно собирается вечерами для разных суждений". Движение усть-вымских крестьян против податного гнёта возглавил исполняющий обязанности усть-вымского волостного старшины Шешуков М.Т., бывший матрос.

Канонерская лодка "Зырянин"

Канонерская лодка "Зырянин" (до 1 ноября 1905 -"Амурец"). Зачислена в списки судов Балтийского флота 14 ноября 1905. Заложена в 1905 на судоверфи Сормовского завода, спущена на воду в июле 1907, вступила в строй 25 сентября 1909. Собрана в посёлке Кокуе на реке Шилка. Входила в состав Амурской флотилии. Осенью 1914 была разоружена и сдана в порт на долговременное хранение. 6 декабря 1917 перешла на сторону Советской власти. 7 сентября 1918 была захвачена в Хабаровске японцами. Повреждена и частично затоплена в Осиповском затоне. В 1923 была разобрана на металл. Экипаж 4 офицера и 59 матросов

Он выработал целую программу политических и экономических преобразований, которая была изложена в проекте решения волостного схода и в прошениях на имя земского начальника и даже самого царя, а также в многочисленных черновых набросках.

Осенью 1906 было неспокойно и в с.Усть-Вымь. Здесь под влиянием пропаганды политических ссыльных и своего односельчанина Туркина И.В., бывшего солдата, крестьяне отказывались платить подати и налоги. Из рапорта пристава исправнику следует, что Туркин вёл агитацию среди крестьян, говорил: "Вы, мужики, не платите податей, а вы, десятские, не гоните мужиков, т.к. платить подати не следует, и все это делает выше начальство, нужно теперь восстать против несправедливого правительства и его чиновников". "Вследствие этого,- отмечает далее пристав,- мужики прямо говорят, что поэтому не нужно платить податей, десятские отказываются созывать крестьян к сборам, ссылаясь на пропаганду". "Ни увещевания, ни разъяснения мужикам не помогло",- заканчивает свой рапорт пристав.

Зыряне на сенокосе

Зыряне на сенокосе

При обыске у Туркина И.В. была обнаружена нелегальная литература.

Виновниками своего тяжёлого экономического положения коми крестьяне считали представителей самодержавной власти на местах, а в некоторых случаях и самого царя. Не случайно одна треть всех крестьянских выступлений в крае направлена против верховной власти, земских начальников, полицейских чинов, волостных старшин и сельских старост. В связи с увеличением числа полицейских (в ЯН 1906 в Усть-Сысольском уезде были введены полицейские стражники и на 16 человек увеличилось количество полицейских урядников) крестьяне с.Выльгорт составили общественный приговор, в котором писали: "Мы обязаны сказать, что деньги, которые уйдут на содержание полиции в нашем уезде, нужны нам как свет и воздух, на иные наши нужды. Мы бедны, темны, безграмотны. Пусть эти тысячи будут на школы, на хлеб, на скот. Тяжесть содержания этой армии полицейских ляжет на народ нашего уезда". О нежелании существования полицейских стражников и упразднения их должностей составили приговор крестьяне Богоявленской волости.

Стефановский собор в Усть-Сысольске

Стефановский собор в Усть-Сысольске

Показателем роста классового самосознания коми крестьянства в годы первой русской революции является приговор ыбских крестьян, принятый на сходе 23 ИЛ 1906. В нём крестьяне требовали "передачи всей земли казённой, удельной, церковной и помещичьей в руки крестьян без всякого выкупа и немедленного создания на местах крестьянских комитетов для разрешения земельного вопроса, созыва Учредительного собрания, избранного всем народом, без различия пола, религии и нации, прямым, равным и тайным голосованием, отставки министров, заливших кровью страну, и предания их суду за совершенные ими преступления, освобождение политических заключённых". Главным врагом крестьяне считали самодержавие. Приговор был составлен на основе положений, выработанных Всероссийским крестьянским союзом. Вполне вероятно, что в составлении требований крестьян принимали участие политические ссыльные. И приговор появился не сразу. Начиная с зимы 1906, передовые крестьяне этой волости пытались поднять своих односельчан на "бунт", собирали подписи желающих "бунтовать".

Ыб. Село известно с 1586

Ыб. Село известно с 1586

Практически подобные приговоры, принимаемые во многих уголках России, были направлены в условиях буржуазно-демократической революции против всех остатков крепостничества. Постоянное подчёркивание связи с русским народом, готовность поддержать его в борьбе отличал приговор ыбских крестьян и говорил об их классовой солидарности. В годы первой российской буржуазно-демократической революции, наряду с политическими оттенками борьбы, прослеживались и некоторые элементы движения за национальные интересы. Особенно это отчётливо прослеживалось при выборах в Государственную думу. Так, крестьянские представители Усть-Сысольского уезда на предвыборном собрании 12 МР 1906 выработали и послали на имя государя (через Витте С.Ю.) телеграмму, в которой просили разрешения выбрать прямо здесь от крестьян члена Государственной думы, беря во внимание бытовые особенности уезда, населённого зырянами.

 Полиция Яренска. 1909

Полиция Яренска. 1909

Трудящиеся края в годы революции более активно начали выступать против экономического гнёта церкви. Антиклерикальные настроения выражались в форме отказа от выплаты руги и снижения платы за требы. Епископ Вологодский и Тотемский сообщал в 1906, что "крестьяне Яренского уезда Усть-Вымской волости, составляющей район приходов двух усть-вымских Михайло-Архангельской и Благовещенской церквей, 14 АВ 1906 постановили об отмене зерновой руги и об уменьшении денежной платы за требоисправления". В том же (1906) году состоялся коллективный приговор прихожан Косланской церкви о полном отказе от выплаты руги церковному причту. Наряду с движением против гнёта самодержавия и церкви были заметны выступления коми крестьян против капиталистической эксплуатации со стороны лесопромышленников, пароходовладельцев и др.представителей буржуазии. Одновременно с пассивными формами борьбы (неявкой на заводы по ранее заключённым контрактам, неуплатой полученных задатков) под влиянием стачечной борьбы и революционной агитации социал-демократов получила своё дальнейшее развитие форма борьбы коми крестьян, прямо заимствованная у рабочих.

Река Печора зимой

Река Печора зимой

Этой формой стали забастовки крестьян, выполнявших вспомогательные работы на заводах и работающих на заготовке леса.

В 1906 забастовали крестьяне-лесорубы, работавшие в Печорском лесничестве. Вот что об этом пишет в своём отчёте лесничий: "В нынешнем году в марте были в некоторых местах заготовок недоразумения, возникшие под влиянием текущих политических событий, выразившихся в требовании повысить заработную плату, уменьшить рабочий день и представить рабочим работать настолько интенсивно, насколько они сами хотят (не принуждать к работе)". Крестьяне-лесорубы добились хотя незначительного, но повышения заработной платы. 24 ИЛ 1906 летский лесничий в своём отчёте в Управление земледелия и государственных имуществ указывал, что "м.рабочими и приказчиками лесопромышленных фирм часто возникают недоразумения, которые нередко кончаются отказом рабочих от подряда или же требованием повышения платы". То же самое указывалось в отчётах вымского, удорского и усть-сысольского лесничих.

Усть-Сысольск. Спасская улица

Усть-Сысольск. Спасская улица

Агитация  Айкино (Айкатыла)  Армия  Буржуазия  Буржуазно-демократическая революция  Визинга  Власть  Власть государственная  Власть политическая  Волость  Выльгорт  Городничий  Городовой  Государственная дума  Государственные крестьяне  Государственный аппарат  Государственный орган  Движения социальные  Дворянство  Демократия прямая  Денга  Деньги  Десятский  Епископ  Забастовка  Земства  Зыряне  Имущественное неравенство  Инородцы  Интерес социальный  Капитал  Капитализм  Классы  Крестьяне  Легализация  Либерализм  Магистрат  Налоги  Нация  Общество  Печора  Политика  Полиция  Потребность  Предложение  Провинция  Производство  Пропаганда  Расправа  Революция  Республика Коми  Россия  Русско-японская война  Самодержавие  Самосознание  Социал-демократия  Ссылка  Суды Российской Федерации  Труд  Уезд  Управа  Участие политическое  Февральская революция  Фирма  Фронт  Царь  Церковь  Человек  Чиновник  Экономика  Эксплуатация  Витте С.Ю.  1775  18 НЯ 1796  1862  9 ЯН 1905  ЯН 1906  17 ФВ 1906  3 АП 1906  12 МР 1906  25 МЙ 1906  23 ИЛ 1906  24 ИЛ 1906  1906 3 ИН 1907

Док. Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия (1881 г., августа 14). Извлечения

SM