История

Налимов В.В._

Академия  Академия наук  Глобальные проблемы  Информация  Исследование социологическое  Истина  Концлагерь  Московский университет  Реализм  Репрессии  Род  Свобода  Ссылка  Труд  Университет  Человек  Этническая общность  Налимов В.П.  25 АП 1903  4 НЯ 1910  1936  1969  20 ОК 1987  1989  1993  1994  1995  19 ЯН 1997  2000

Истина

Истина - характеристика знания со стороны его соотношения как с материальным миром, так и с областью идеального. Истина следует отличать от достоверности - характеристика знания с т.з. его обоснованности, доказательности. Достоверность - это доказанная истина. Истинность как характеристику результатов познания следует отличать также от правильности - соответствия рассуждения определённым правилам.

Рафаэль. Плато и Аристотель

Рафаэль. Плато и Аристотель

Истина может максимально сближаться с нравственностью, становясь "истиной-верой", "истиной-правдой". Правда - это вера в истинность и нравственную ценность отстаиваемых убеждений. Автором классической концепции истины является Аристотель. Согласно Аристотелю, истина есть соответствие наших знаний действительности. Эта теория истины получила название теории корреспонденции, теории соответствия. В рамках теории корреспонденции, в зависимости от того, как это соответствие понимается, возникают различные теории истины. К сторонникам теории корреспонденции относят, кроме Аристотеля, Бэкона Ф., большинство французских философов-просветителей, Фейербаха Л., представителей марксистской философии. Чаще всего под соответствием понимается процесс "отражения" - воспроизведения особенностей одного предмета в структуре др. "Отражение" - это, скорее, метафора, схватывающая суть классической концепции рациональности: смотря в зеркало, я вижу нечто и, благодаря своей "самоудостоверяющей инстанции" - сознанию, устанавливаю связь, соответствие м.мной и этим изображением.

Гравюра к "Истории Королевского общества" Т. Спрата, выпущенная в Лондоне в 1661

Гравюра к "Истории Королевского общества" Т. Спрата, выпущенная в Лондоне в 1661. Ангел с трубой, напоминающий изображение Славы, венчает короной Карла II. Слева - изображение лорда Брункера, первого президента Общества, справа - Бэкона, "основателя искусств"

Установление соответствия, т.о., предполагает дополнительное условие - наличие сознания. Соответствие, следовательно, может определяться как воспроизведение познавательными структурами объективной реальности. В этом случае сознание приобретает черты абсолютного арбитра, абсолютной удостоверяющей инстанции. Соответствие м.б. понято как соответствие чувственного рациональному, или, наоборот, чувственное и рациональное в познании неразрывны. Соответствие может рассматриваться как соответствие одних утверждений др., но при этом "истинность" становится формой условного соглашения, конвенции, критерий теряет свою фундаментальность. Легче всего с этими трудностями справляется теория деятельности, где соответствие есть соотношение внешних и внутренних операций (диалектический материализм, эволюционная эпистемология). Но и для них большую трудность представляют утверждения, которые носят всеобщий характер: "В мире царит случайность"; "Всё имеет свою причину".

Библиотека Колумбийского университета (1895)

Библиотека Колумбийского университета (1895). На переднем плане Macy Villa (1885) - корпус для богатых пациентов психиатрической лечебницы Блумингдейл, которая находилась на этой территории. В 1892 земля была продана Колумбийскому университету, а все корпуса, кроме Macy Villa, снесены

Ещё одна широко распространённая теория истины - это теория когеренции, согласованности одних частей знания с др., части с целым. Когеренция, согласование м.б. реализовано внутри одной теории, внутри одной отрасли знания; это понятие м.б. применено и при оценке степени ассимилированности, вписанности знания в познавательные достижения целой эпохи. Тем самым в фундамент познания вводится культурно-исторический, релятивный момент. Данная теория, по существу, также есть особая интерпретация теории соответствия, когеренция - особый вид соответствия, соответствия внутри самого знания. Истоки идеи когеренции можно обнаружить во взглядах Юма Д. - как соответствие знания ощущениям, Канта И. - как соответствие знания априорным формам рассудка. Идея когеренции как согласованности внутри данной теоретической системы отстаивалась в логическом позитивизме Карнапом Р. и Нейратом О. Своеобразной попыткой объединения теорий корреспонденции и когеренции была теория конвергенции, схождения, сближения разнообразных подходов к исследованию объекта, что позволяет максимально приблизиться к объективному положению дел (Хартман М.).

Самой красивой библиотекой в мире сочли читатели популярного американского портала Bored Panda библиотеку в пражском Клементинуме

Конвергенция используется в данном случае в двух смыслах: схождение в одной точке методов исследования объекта; схождение, сближение на этой основе знания и действительности. Существует также прагматическая концепция истины. Представители прагматизма выступают против теории корреспонденции как копирования реальности. Истина - это полезность как разновидность блага, считает Джемс У. Полезность рассматривается в прагматизме как возможность полезных следствий, т.е. способность истины стать основой человеческих убеждений, веры, побуждающей действовать. Прагматизм выделяет также такую особенность истины, как её относительность и, следовательно, процессуальность. Основные элементы марксистского учения об истине: конкретность истины, истина как единство абсолютности и относительности, объективность истины практика (совокупная материальная деятельность человечества, рассмотренная в исторической ретроспективе и перспективе) как критерий истины. Объективность истины означает, что истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Мужчина снимает книгу с полки в главной библиотеке Цинциннати, 1874 год / Man takes a book from the shelf in the main library of Cincinnati, 1874

Мужчина снимает книгу с полки в главной библиотеке Цинциннати, 1874 год / Man takes a book from the shelf in the main library of Cincinnati, 1874

В современной философии проблема истины часто трансформируется в проблему интерпретации (герменевтика), проблему научности (неопозитивизм и постпозитивизм), проблему ценности как регулятора научной деятельности.

Абсолют, абсолютное  Блага  Бог  Вера  Действие социальное  Деятельность  Диалектика  "Золотое правило" нравственности  Идеализм  Исследование социологическое  История  Классицизм  Конвенция  Концепция  Культура  Марксизм  Материализм  Материя  Отношения социальные  Позитивизм  Прагматизм  Просвещение  Рациональность  Структура социальная  Философия  Ценность  Человек  Эволюция  Эпоха  Аристотель

SM