История

Нечкина Милица Васильевна

Историзм

Историзм - принцип подхода к изучению действительности как изменяющегося, развивающегося во времени процесса, взаимообусловливающих, взаимозависимых явлений и событий в их причинно-следственных связях. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. В качестве определённого способа теоретического исследования историзм есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в котором выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, своеобразие. Историзм, предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей. Историзм стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объективную картину природы и открыть закономерности её развития (напр., дарвиновская теория эволюции). 

Москва. Императорский исторический музей

Москва. Императорский исторический музей

Принцип историзма первоначально был выдвинут и разрабатывался в философских системах Вико Дж., Вольтера, Руссо Ж.Ж., Дидро Д., Фихте Г., Сен-Симона А., Герцена А.И. В XVIII и первой пол.XIX вв. его развитие шло в форме философии истории, которая возникла в борьбе с бессодержательным эмпиризмом исторической науки средневековья и провиденциализмом теологии. Философия истории просветителей XVIII в. рассматривала человеческое общество как часть природы; заимствуя из естествознания понятие причинности, она выдвинула идею "естественных законов" истории, единства исторического процесса (Гердер И.), разработала теорию прогресса как движения от низшего к высшему (французские материалисты) и т.д. Взгляд на историю общества как на внутренне закономерный, необходимый процесс развивали представители немецкого классического идеализма. Однако и они привносили эту необходимость в историю извне, из области философии.

Вольтер

Вольтер

Высшим этапом развития принципа домарксистского историзма была философия Гегеля; по словам Энгельса Ф., "он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.13, с.496). Огромную роль в утверждении принципа историзм сыграли успехи конкретных наук - науки об обществе (напр., Барнав А., французские историки периода Реставрации) и естествознания (Кант И., Лайель Ч., Дарвин Ч.). Принципу историзма до Маркса К. было чуждо понимание развития как борьбы внутренних противоречий, что приводило к господству эволюционизма. Основной смысл философско-исторических концепций неокантианства (Риккерт Г., Виндельбанд В.), крочеанства (Кроче Б.), философии жизни (Дильтей В.), экзистенциализма (Ясперс К.), прагматизма, неопозитивизма (Поппер К.), неогегельянства, а также теорий последователей этих концепций в сфере конкретных наук - так называемой "исторической школы" в политической экономии, "позитивной школы" в истории и др., состоит как раз в отрицании возможности подхода к объективной действительности с т.з. раскрытия закономерного процесса её развития, в подмене принципа Историзм релятивизмом.

Дидро Д.

Дидро Д.

Ограниченно понимают историзм представители и тех буржуазных концепций истории, которые сводят процесс развития к чередованию одних и тех же "циклов" (Тойнби А.), к серии не связанных друг с другом "стадий роста" (Ростоу У.) и т.д. Последовательно принцип историзма был разработан Марксом К., Энгельсом Ф. и Лениным В.И. Выражая сущность марксистского понимания этого принципа, Ленин В.И. писал: "...Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (Полн.собр.соч., т.39, с.67). Отличительная черта марксистского историзма состоит в том, что он распространяется на все сферы существования объективной действительности - природу, общество и мышление. "Мы знаем только одну единственную науку, - писали Маркс К. и Энгельс Ф., - науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей.

Карл Маркс

Карл Маркс

Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" (Соч., 2 изд., т.3, с.16, прим.). Марксистский историзм исходит не просто из движения объективного мира, не просто из его изменяемости во времени, но именно из его развития. Такой подход означает, что объект должен рассматриваться, во-первых, с т.з. его внутренней структуры, причём не как механическое множество отдельных элементов, связей, зависимостей, а как органичная совокупность этих структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое, как система; во-вторых, с т.з. процесса, т.е. следующих друг за другом во времени совокупности исторических связей и зависимостей его внутренних составляющих; в-третьих, с т.з. выявления и фиксирования качественных изменений в его структуре в целом; наконец, с т.з. раскрытия закономерностей его развития, законов перехода от одного исторического состояния объекта, характеризующегося одной структурой, к др.историческому состоянию, характеризующемуся др.структурой.

Ленин В.И.

Ленин В.И.

В соответствии с принципом историзма разработанным марксистско-ленинской философией, процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том виде, в котором они протекали в действительности. Иными словами, марксистский историзм совпадает с высшей научной объективностью, исключает искажения действительной истории, допускаемые буржуазной наукой, архаизацию настоящего и модернизацию прошлого. Любое явление, любой предмет могут быть поняты и правильно оценены лишь при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях и связях. "Весь дух марксизма, - писал Ленин В.И., - вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь (a) исторически; (b) лишь в связи с другими; (g) лишь в связи с конкретным опытом истории" (Полн.собр.соч., т.49, с.329). Для современной науки - естественной (биология) и социальной (социология, антропология, лингвистика, этнография), равно как и для философского и логико-методологического осмысления процессов, происходящих в современном научном знании, характерны дальнейшее развитие принципа историзма,

Плакат. Выше знамя Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина!

Плакат. Выше знамя Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина!

его сближение с др.принципами и пр.всего такими, как структурно-функциональный и системный подходы, обогащение его содержания элементами указанных принципов и методов. Благодаря этому принципу, составляющему неотъемлемую сторону диалектического метода, марксизм сумел объяснить сущность таких сложных общественных явлений, как государство, классы и др., предвидеть исторически преходящий характер капитализма, неизбежность смены его социализмом. Одна из характерных черт современной буржуазной философии, социологии, логики - отрицание принципа историзма, борьба против него или же такое истолкование, которое выхолащивает из него материалистическое и диалектическое содержание. 12 ЯН 1772 был организован первый на Урале архив - горнозаводское хранилище на Уктусе (Екатеринбург). 24 ДК 1835 была учреждена Археографическая комиссия для издания источников отечественной истории.

Архивы исторические  Буржуазия  Государство  Действие социальное  Движения социальные  Демократия  Диалектика  Закон  Закономерность  Идеализм  История  Капитализм  Классицизм  Классы  Марксизм  Материализм  Общество  Позитивизм  Политика  Политическая борьба  Прагматизм  Прогресс  Просвещение  Релятивизм  Роль социальная  Современное общество  Сфера  Социализм  Философия  Ценность  Человек  Эволюционизм  Эволюция  Экзистенциализм  Экономика  Эмпиризм  Этническая общность  Герцен А.И.  Ульянов В.И.  12 ЯН 1772  24 ДК 1835

SM