|
Кустодиев. Масленица. 1903
Календарная обрядность восточных славян
Календарная обрядность восточных славян. С народным календарём и
церковными праздниками связаны колядные, масленичные, весенние, троицкие, купальские обряды. Важное значение при этом имели
определённые действия.
 |
Святки. |
 |
Масленица - масленичная неделя
(20-25 МР): переодевания, ряжения, празднование
"пробуждения медведя". |

Русские святки. Гадание. "Всемирная иллюстрация", №52, 1885
 |
Купало - день летнего солнцестояния. Солнце в нарядной колеснице выезжает навстречу своему супругу
- Месяцу. Купало (означает куст, сноп старых растений, травы), как и Ярило, в это время наивысшего развития творческих сил природы, оплодотворив землю, должны уйти до следующей весны.
Праздник, включающий купальную ночь, проходил в определённых местах, включал многочисленные ритуальные действия (откатываение огненного колеса
- знака солнца - от костра к реке, сжигание соломенных кукол Купалы, Ярилы, Каструбоньки и др.). На рассвете все купаются в реке, снимая с себя злые немощи и болезни. От слияния названия
языческого праздника Купалы и христианского Иванова дня (Иоанн Креститель) явилось новое название
- праздник Ивана Купала.
|
 |
Радуница, Радоница (вероятно, родственно слову
"радость") - праздник на послепасхальной неделе, считающийся
днём поминовения предков.
Обязательным элементом всех языческих празднеств и торжественных церемоний являлись веселия
- "игрища", "гудения", "плескания" и др., с которыми позже безуспешно пыталась бороться
православная церковь. |

Клавдий Лебедев. Ночь на Ивана Купалу
 |
Ряжение - обрядовое и
игровое переодевание участников календарных обходов на Святки и Масленицу, а также во время весенне-летнего цикла
- на Вознесение, Троицу, Ивана Купала. Ряженых водили, они изображали животных, представителей нечистой силы, потустороннего мира,
"чужих" и т.д. Способы ряжения отличались большим разнообразием. Вместе с сопровождающими ряженые осуществляли разнообразные действия: угрожали, очищали, демонстрировали шумное поведение, разыгрывали сценки. Хозяева дома
д.б. одаривать ряженых. |
 |
Приглашение
- произношение специальных текстов,
призывающих души предков, разные
стихии, животных на ужин под Рождество.
Цель - предотвращение прихода этих
персонажей летом, когда они могут
нанести вред урожаю. |

Константин
Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864
 |
Бдение -
намеренное воздержание от сна (либо его
ограничение) во время важнейших событий
жизни: запрет на сон при покойнике; возле
роженицы и новорождённого; на великие
праздники (Рождество и др.). Запрещалось
спать на заходе солнца, в полдень при
полевых работах. |
 |
Опахивание
- обряд проведения борозды вокруг села
при первых признаках падежа скота.
Осуществлялся ночью женщинами, вооружёнными тяжёлыми или острыми
предметами. Процесс сопровождался
несением священных предметов, пением
специальных обрядовых песен. |

Пускание по
воде. Щрилёв М.Н.
 |
Пускание
по воде - жертвоприношение воде, символ
"отправления" путём опускания в
текущую воду (река, ручей) различных
предметов: вещей покойников, хлеба,
венков; погребения в "чистой"
стихии священных предметов (идолов, икон
и др.). Соотносимо с понятиями "этого"
и "того" света.
|
Велевова
книга Действие социальное
Душа Идол
Икона Календарь
Народ Персонализм
Православная
церковь Род Святки
Христианство Церковь
Язычество Кустодиев Б.М.
|
|