История

Кустодиев. Масленица. 1903

Кустодиев. Масленица. 1903

Календарная обрядность восточных славян

Календарная обрядность восточных славян. С народным календарём и церковными праздниками связаны колядные, масленичные, весенние, троицкие, купальские обряды. Важное значение при этом имели определённые действия.
Святки.
Масленица - масленичная неделя (20-25 МР): переодевания, ряжения, празднование "пробуждения медведя".

Русские святки. Гадание. "Всемирная иллюстрация", №52, 1885

Русские святки. Гадание. "Всемирная иллюстрация", №52, 1885

Купало - день летнего солнцестояния. Солнце в нарядной колеснице выезжает навстречу своему супругу - Месяцу. Купало (означает куст, сноп старых растений, травы), как и Ярило, в это время наивысшего развития творческих сил природы, оплодотворив землю, должны уйти до следующей весны. Праздник, включающий купальную ночь, проходил в определённых местах, включал многочисленные ритуальные действия (откатываение огненного колеса - знака солнца - от костра к реке, сжигание соломенных кукол Купалы, Ярилы, Каструбоньки и др.). На рассвете все купаются в реке, снимая с себя злые немощи и болезни. От слияния названия языческого праздника Купалы и христианского Иванова дня (Иоанн Креститель) явилось новое название - праздник Ивана Купала.
Радуница, Радоница (вероятно, родственно слову "радость") - праздник на послепасхальной неделе, считающийся днём поминовения предков. Обязательным элементом всех языческих празднеств и торжественных церемоний являлись веселия - "игрища", "гудения", "плескания" и др., с которыми позже безуспешно пыталась бороться православная церковь.

Клавдий Лебедев. Ночь на Ивана Купалу

Клавдий Лебедев. Ночь на Ивана Купалу

Ряжение - обрядовое и игровое переодевание участников календарных обходов на Святки и Масленицу, а также во время весенне-летнего цикла - на Вознесение, Троицу, Ивана Купала. Ряженых водили, они изображали животных, представителей нечистой силы, потустороннего мира, "чужих" и т.д. Способы ряжения отличались большим разнообразием. Вместе с сопровождающими ряженые осуществляли разнообразные действия: угрожали, очищали, демонстрировали шумное поведение, разыгрывали сценки. Хозяева дома д.б. одаривать ряженых.
Приглашение - произношение специальных текстов, призывающих души предков, разные стихии, животных на ужин под Рождество. Цель - предотвращение прихода этих персонажей летом, когда они могут нанести вред урожаю.

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864

Бдение - намеренное воздержание от сна (либо его ограничение) во время важнейших событий жизни: запрет на сон при покойнике; возле роженицы и новорождённого; на великие праздники (Рождество и др.). Запрещалось спать на заходе солнца, в полдень при полевых работах. 
Опахивание - обряд проведения борозды вокруг села при первых признаках падежа скота. Осуществлялся ночью женщинами, вооружёнными тяжёлыми или острыми предметами. Процесс сопровождался несением священных предметов, пением специальных обрядовых песен.

Пускание по воде. Щрилёв М.Н.

Пускание по воде. Щрилёв М.Н.

Пускание по воде - жертвоприношение воде, символ "отправления" путём опускания в текущую воду (река, ручей) различных предметов: вещей покойников, хлеба, венков; погребения в "чистой" стихии священных предметов (идолов, икон и др.). Соотносимо с понятиями "этого" и "того" света.

Велевова книга  Действие социальное  Душа  Идол  Икона  Календарь  Народ  Православная церковь  Род  Святки  Христианство  Церковь  Язычество  Кустодиев Б.М.

SM