Полушин Алексей. Кваренги Джакомо

Классицизм (лат.- образцовый) - направление в литературе и искусстве эпохи Просвещения (XVII-н.XIX вв.), взявшее за основу образцы античности. В пластических искусствах предпосылки классицизм зародились уже во второй пол.XVI в. в Италии - в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, Серлио С. Более последовательно они выражены в сочинениях Беллори Дж. П. (XVII в.), а также в эстетических нормативах, разработанных академистами болонской школы. Однако на всём протяжении XVII в. классицизм, развивающийся во взаимодействии и полемике с барокко, лишь во французском искусстве превращается в целостную стилевую систему, а общеевропейским стилем становится в XVIII-н.XIX вв. Архитектуре классицизм в целом присущи геометризм подчёркнуто статических форм и логичность планировки, постоянное обращение к формам античной архитектуры - при этом имелось в виду не одно лишь следование отдельным её мотивам и элементам, а постижение её общих тектонических закономерностей. Основой архитектурного языка классицизм становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности, чем в зодчестве предыдущих веков. Стены трактуются, как гладкие поверхности, ограничивающие чёткие, симметрично расположенные объёмы; архитектурный декор вводится т.о., что никогда не "скрывает" общей структуры, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру классицизм свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов: широко используя перспективные эффекты в монументально-декоративной живописи, классицизм принципиально отъединяет иллюзорное пространство от реального. В классицистическом синтезе искусств формы подчинены строгой иерархии, где отчётливо главенствует архитектура. Градостроительство классицизм генетически связано с принципами Возрождения и барокко и активно развивает концепцию "идеального города". В к.XVIII-первой трети XIX вв. складываются новые приёмы планировки, предусматривающие органическое соединение городской застройки с элементами природе, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тектонической ясности архитектуры классицизм соответствует строгая разграниченность пространственных планов в скульптуре и живописи. Пластика классицизм, в которой преобладают замкнутые одноцветные объёмы, обычно рассчитанные на фиксированную т.з., отличается сглаженной моделировкой и стабильностью форм. В живописи классицизм преимущественное значение обретают рисунок и светотень (особенно в позднем классицизм, когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика - к чистой, стилизованной линеарности), локальный колорит строится на сочетании трёх главенствующих цветов (напр., коричневый для первого, зелёный для второго, голубой для дальнего плана), световоздушная среда разрежается и превращается в нейтральное заполнение промежутков м. пластическими объёмами, действие разворачивается, как на сценической площадке. Величайшим художником и теоретиком французского классицизм XVII в. был Пуссен Н., картины которого отмечены возвышенностью этического содержания, просветлённой гармоничностью ритмического строя и колорита. Блестящее развитие в эту эпоху получает идеальный пейзаж ( Пуссен Н., Клод Лоррен, Дюге Г.) воплощающий мечту о золотом веке. В архитектуре принципы классицизм складываются в отмеченных ясностью ордерных членениях и композиции построек Мансара Ф., в восточном фасаде Лувра, созданном Перро,- наиболее чистом по стилю образце классицизма XVII в., в творчестве Лево Л., Блонделя Ф. Со второй пол.XVII в. французский классицизм вобрал в себя элементы барокко, что проявилось, в частности, в архитектуре и планировке Версаля (архитектор Ардуэн-Мансар Ж. и др., планировка парка - Ленотр А.). Закреплению доктрин классицизм способствовало создание в Париже королевских академий живописи и скульптуры (1648) и академии архитектуры (1671), разработавших свод законов композиции и рисунка, нормы изображения эмоций, систему жанров в живописи и пропорций. В XVII-н.XVIII вв. классицизм распространился также в зодчестве Голландии (архитектор Якоб ван Кампен, Пост П.), породившем особо сдержанный его вариант, в палладианской архитектуре Англии, где в строгом благородстве построек Джонса И. ещё сохранились отголоски Ренессанса, а в произведениях классицизм Рена и его последователей окончательно формируется национальный вариант классицизма.

В с.XVIII в. возникло новое направление в классицизм, соответствующее просветительскому классицизм в литературе и развивающееся первоначально в полемике с рококо. В архитектуре теперь всё чаще отказываются от жёстких планировочных схем, стремятся подчеркнуть конструктивный смысл ордера, особое внимание уделяется интерьеру и гибкой планировке комфортабельного жилого дома. Идеальным обрамлением для классицистического здания нового типа станала пейзажная среда "английского" парка. Огромное влияние на классицизм XVIII в. оказали развитие археологических знаний о греческой и римской древности (особенно раскопки Геркуланума и Помпей), а также теоретические труды Винкельмана И И., Гёте И.В. Во французском зодчестве этой эпохи складываются новые архитектурные типы: изыскано-интимный особняк, лаконически-монументальное общественное сооружение, открытая городская площадь (архитекторы Габриель Ж. А., Суфло Ж. Ж.). Гражданский пафос и лирическая мечтательность по-разному сочетаются в пластике Пигаля Ж. Б., Фальконе Э.М., Гудона Ж. А., исторической и мифологической живописи Вьена Ж. М., декоративных пейзажах Робера Ю. Накануне Великой французской революции в архитектуре возникает стремление к суровой лапидарности форм, к внушительным дидактическим образам, зодчие всё чаще обращаются к мотивам греческой архаики, искусства Древнего Египта, иногда - к безордерной системе (постройки и проекты классицизм Леду Н., Булле Э. Л., Лекё Ж. Ж.). Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Пиранези Дж. Б.) послужили отправной точкой для позднего классицизм, или ампира. В живописи классицизм крупнейшим представителем революционного направления был Давид Ж. Л., чьё творчество насыщено мужественной драматичностью, торжественностью образного строя. В эпоху Наполеона I в архитектуре французского ампира усиливаются черты пышной репрезентативности ( Персье Ш., Фонтен П., Шальгрен Ж. Ф.), нередко приводившей к чрезмерной измельчённости деталей, что сказалось и в декоративно-прикладном искусстве. Живопись позднего классицизм, несмотря на появление отдельных крупных мастеров ( Энгр Д.), вырождается в официально-апологетическое или сентиментально-эротическое салонное направление.

Важнейшим интернациональным центром классицизм XVIII-н.XIX вв. стал Рим, где господствует направление, нередко сочетающее величавое благородство форм с абстрактной и холодной идеализацией. Здесь работали немецкий живописец Менгс А.Р.; скульпторы - итальянец Канова А. и датчанин Торвальдсен Б.; австрийский пейзажист Кох И.А. Для немецкого классицистического зодчества XVIII-н.XIX вв. характерен строгий и рациональный стиль построек палладианца Эрмансдорфа Ф.В., а также классицизм Лангханса Г., Жилли Д. и Жилли Ф. Если в произведениях классицизм Шинкеля Ф., знаменующих вершину позднего немецкого классицизм, суровая монументальность форм органически связана с поисками новых, функциональных решений, то в постройках Кленце Л. и Гертнера Ф. господствовал сухой археологизм. В изобразительном искусстве немецкого классицизм, проникнутом созерцательным настроением, выделяются портреты Тишбейнов А. и В., мифологические и аллегорические картоны Карстенса А Я., пластика Шадова И.Г., Даннеккера И.Г., классицизм Рауха Д., а в декоративно-прикладном искусстве - произведения мебельщика Рёнтгена Д. В английском классицистическом зодчестве XVIII-н.XIX вв. первоначально преобладало палладианство, тесно связанное с расцветом паркового строительства (архитекторы Кент У., Пейн Дж., Чеймберс У.); об усилении археологического интереса к античным образцам свидетельствуют постройки братьев Адам, отмеченные особым изяществом декоративной отделки. В н.XIX в. архитектуре проступили ампирные черты (особенно в творчестве Соуна Дж.). Центральными достижениями английского классицизм являются высочайшая культура оформления жилой среды, смелые градостроительные мероприятия, отчасти предвосхищающие идею города-сада (архитекторы Вуд Дж., Вуд Младший Дж., Нэш Дж.). Наиболее последовательными представителями классицизм в Англии были также рисовальщик-иллюстратор и скульптор Флаксмен Дж. и мастера декоративно-прикладного искусства (керамика Уэджвуда Дж. и мастеров завода в Дерби). В XVIII-н.XIX вв. классицизм развивался также в Италии (архитектор Пьермарини Дж.), Испании (архитектор Вильянуэва Х. де), странах Восточной Европы и Скандинавии, в США (архитектор Джефферсон Т., Хобан Дж.; живописцы Уэст Б. и Копли Дж. С.). К к.первой трети XIX в. классицизм потерял значение ведущего течения и стал в ряд псевдоисторических стилей; отголоски его сохранились в неоклассицизме XX в. Русский классицизм возник в с.XVIII в. и превратился в господствующий стиль в последней трети XVIII-персой трети XIX вв. Процесс формирования нации, подъём государственности и небывалый для России расцвет светской культуры были историко-идеологической почвой, питавшей патриотический пафос русского классицизма произведения зодчих раннего классицизм (1760-70-е; Кокоринов А.Ф., Валлен-Деламот Ж.Б., Фельтен Ю.М., классицизм Бланк И., Ринальди А.) хранят ещё пластическую богатство форм, присущую барокко. Мастера зрелого классицизм (1770-1790: Баженов В.И., Старов И.Е., Казаков М.Ф.) создали постройки с тонкой пластической дифференциацией фасадов, активно участвующие в организации пространственно-планировочной структуры города; развивался новый тип камерного дворца ( Камерон Ч., Кваренги Дж.), возник русский вариант палладианства ( Львов Н. А.). В эпоху русского ампира (первая треть XIX в.), отражающего идеи политического триумфа и мощи России, осуществляются особо грандиозные градостроительные мероприятия (особенно в Петербурге, где впервые была поставлена и решена проблема сочетания регулярных начал симметрично-осевой планировки со свободным, открытым пространством реки), разрабатывались регулярные планы более чем 400 городов, "образцовые" проекты почти всех типов сооружений, формируются ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и др. городов. Величественные ансамбли и отдельные здания (преимущественно в Петербурге) создали Воронихин А.Н., Захаров А.Д., Тома де Томон Ж., классицизм Росси И., Стасов В.П.; в Москве строительство велось Жилярди Д.И., Бове О.И., Григорьевым А. Г. (особенно характерным для Москвы становится тип небольшого особняка с уютным интерьером). Тонким своеобразием и поэтичностью отличаются городские особняки и сельские усадьбы русского классицизм, где классицистические формы и декор находят органическое воплощение в дереве. В изобразительном искусстве развитие русского классицизм тесно связано с деятельностью учрежденной 6 НЯ 1757 петербургской Академией художеств. Скульптура русского классицизм представлена монументально-декоративной пластикой (составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой), станковыми композициями, элегически-просветленными надгробиями ( Прокофьев И.П., Гордеев Ф.Г., Козловский М.И., Мартос И.П, Щедрин Ф.Ф., Демут-Малиновский В.И, Пименов С.С., Теребенев И.И.), произведениями медальерного искусства (Толстой Ф.П.). В живописи видными мастерами классического истинного жанра были Лосенко А.П., Угрюмов Г.И., Акимов И.А., Иванов А.И., Егоров А.Е., Шебуев В.К., ранний Иванов А.А. Принципы классицизм отразились также в проникновенно-психологических скульптурных портретах Шубина Ф.И., живописных портретах Левицкого Д.Г., Боровиковского В.Л., пейзажах Матвеева Ф.М., поэтичной графике Толстого Ф.П. В декоративно-прикладном искусстве русского классицизм среди замечательных образцов изделий, характерных для классицизм вообще (художественный металл, фарфор, хрусталь и т. д.), оригинальностью своей техники и материала выделяются произведения камнерезного искусства, вещи из полированной стали, мебель из карельской берёзы. В первой пол.XIX в. всё более характерными для изобразительного искусства русского классицизм становятся бездушные академические схемы, с которыми вели борьбу мастера демократического направления. В российской литературе к классицизму можно отнести оды Ломоносова М.В., Державина Г.Р., драматургия Сумарокова А.П., в театре - Волков Ф.Г.

 

Термины:  Абсентизм  Абсолют, абсолютное  Академия  Академия художеств  Ампир  Архитектура  Барокко  Блага  Государство  Гражданство  Дворцы  Демократия  Деятельность  Закон  Закономерность  Идеализм  Идеология  Иерархия  Интерес социальный  Интернационализм  Искусство  История  Материализм  Миф  Нация  Норма социальная  Общество  Организация социальная  Органицизм  Патриотизм  Политическая философия  Политика  Просвещение  Рациональность  Реализм  Революция  Россия  Санкт-Петербург  Салоны  Собственность  Социальная революция  Труд  Усадьба  Частная собственность  Эпоха  Эстетическое  Этика

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Акимов И.А.  Баженов В.И.  Бове О.И.  Боровиковский В.Л.  Волков Ф.Г.  Державин Г.Р.  Жилярди Д.И.  Захаров А.Д.  Иванов А.А.  Казаков М.Ф.  Козловский М.И.  Левицкий Д.Г.  Ломоносов М.В.  Мартос И.П.  Росси К.И.  Стасов В.П.   Сумароков А.П.  Фальконе Э.М.  Шубин Ф.И.

01.gif (814 bytes)

Хронология:  1648  1671  6 НЯ 1757

01.gif (814 bytes)
   

SM