История

Шеллинг П.Е._

Конка

Конка - конно-железная дорога, рельсовый путь, по которому вагоны везли лошадей. Наиболее распространённой сферой применения конки был городской транспорт; т.о., конка была предшественницей электрического трамвая. Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1-2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей. Конка появилась после возникновения железных дорог.

Английская конка

Английская конка

Поскольку в условиях города применение паровозов было нецелесообразным, впрягали лошадей. В 1820 мещанин Иван Эльманов спроектировал конно-рельсовую дорогу, которую назвали Дорога на столбах. Рельсы для конки в России использовались плоские и желобчатые на деревянных лежнях. Для загородных колейных дорог русский изобретатель Ливчак И.Н. предложил оригинальную конструкцию, в которой обитые железом деревянные рельсы укладываются на деревянном полотне из прочно связанных брусьев с дощатым настилом, уложенным поверх земли. Впервые городские конки открылись в США: Балтиморе в 1828, в Нью-Йорке в 1832 и в Новом Орлеане в 1835. В 1854 в окрестностях Санкт-Петербурга, близ Смоленской слободы, инженером Полежаевым была устроена конная дорога из продольных деревянных брусьев, обитых железом. В 1860 инженер Домантович построил конно-железную дорогу на улицах Санкт-Петербурга.

Конка в Самаре. 1910

Конка в Самаре. 1910

В 1860-е были предложены проекты дорог Волго-Донской, от Кривого Рога до Екатеринослава, а так же проект Каншина Д.В. (1867) о постройке сети конно-железных дорог от Самары до Оренбурга и далее. Взамен этого была построена Оренбургская паровая железная дорога. По сведениям за 1890, протяжение конных железных дорог считалось:

  • Америка - 8955,8 км.
  • Германия - 1286 км.
  • Россия - около 600 км.
  • Голландия - 592 км.
  • Франция - 508 км.
  • Бельгия - 404 км.
  • Англия - 343 км.
  • Италия - 223 км.
  • Австро-Венгрия - 222 км.
  • Дания - 61 км.
  • Швейцария - 28 км.

29 СН 1907 в Санкт-Петербурге открылось трамвайное движение.

Железные дороги  Империал  Мещане  Россия  Санкт-Петербург  Слобода  Сфера  Труд  1820  1828  1832  1835  1854  1860  1867 29 СН 1907

SM