История

Мавританская знать

Мавританская знать

Коран

Коран (от арабск.куран - чтение) - главная священная книга мусульман, т.е. лиц, исповедующих ислам. Согласно учению ислама, Коран был надиктован Аллахом через архангела Джабраила (библейский Гавриил) пророку Мухаммаду. В Коране 114 глав (или сур), написанных рифмованной прозой. Каждая сура делится на аяты (стихи) и начинается словами: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!". Коран не имеет единого плана построения, но мусульманская традиция делит все суры на мекканские (открытые Мухаммаду в Мекке) и мединские (появившиеся после переселения пророка в Медину в 622, т.е. после хиджры, от которой мусульманами и ведётся летоисчисление). В Коране использованы многие сюжеты и действующие лица Библии, причём как из Ветхого, так и Нового Завета.

 Рождение пророка Мухаммеда. Средневековая миниатюра

Рождение пророка Мухаммеда. Средневековая миниатюра

Это Ибрахим (Авраам), Юсуф (Иосиф), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Иса (Иисус) и т.д. Своеобразие Корана заключается в том, что Мухаммад не создал моральной доктрины. Этика, считает специалист в области морали Гусейнов А.А., как бы растворилась в его мировоззрении: в теоретической части совпадая с верой, в нормативной - с правом. Однако отсутствие этики в привычном европейском смысле данного понятия (как особой сферы знания и культуры) не означает отсутствия в Коране этики вообще. Все те нормы, которые входят в Декалог и Нагорную проповедь и составляют содержание того, что именуется естественной нравственностью, представлены также и в Коране. Это и понятно ведь Коран продолжает традиции иудаизма и христианства. Рассмотрим для примера отношение к насилию. Коран признаёт справедливость норм равного воздаяния, прямо ссылаясь на Моисеев закон.

Газа. Гравюра A. Willmore по акварели Harry Fenn ок. 1870-х из кн.: Ch. W. Wilson. Picturesque Palestine, Sinai and Egypt. Vol. II, 1881

Газа. Гравюра A. Willmore по акварели Harry Fenn ок. 1870-х из кн.: Ch. W. Wilson. Picturesque Palestine, Sinai and Egypt. Vol. II, 1881

В данном случае Мухаммад не столько предписывает возмездие за убийство, сколько принимает его как правовую реальность. Он поощряет замену справедливого возмездия материальным вознаграждением, считая, что такая замена угодна Богу.

Гусейнов видит этическое своеобразие Корана в том, что там нравственные нормы даны в их нерасчленённой слитности с др.формами регуляции межчеловеческих отношений, религиозным ритуалом, обычным правом, юридическим законодательством. Нравственность в Корана не систематизирована в виде определённого кодекса. Здесь есть единые предписания (типа запрета на употребление свинины или вина), есть нормы, регулирующие отношения в определённых сферах (в браке, в вопросах наследования и т.д.), есть понятия, обобщающие конкретные нравственные отношения и добродетели (справедливость, милосердие, совесть, щедрость и др.), но нет понятия и термина, соответствующего понятию этики (или морали).

 Коран

Коран

Поэтому, по мнению Гусейнова, этика Корана представляет собой особую линию развития морали. Это этика конкретных норм. Её особая проблема - как и что надо делать не вообще, а вполне конкретно, в каждой сфере жизни, каждый день. Так, мусульманину запрещается есть свинину, но если окажется, что кроме свинины есть нечего, то можно от запрета и отступить. Существует и пост, но он не распространяется на беременных женщин или тех, кто находится в неволе. Весьма сложно сегодня проинтерпретировать в терминах нравственности требование распространять ислам "мечом" и идею "газавата", или "джихада" - священной войны против неверных.

 Кааба в мечети Мекки

Кааба в мечети Мекки

Хотя в мягкой форме Гусейнов, не говоря об этом прямо, формулирует некоторое возможное объяснение: Мухаммад - не Христос, у него нет заповеди любви к врагам. Мусульмане считают, что Коран, данный Мухаммаду на арабском языке, не м.б. переведён ни на какие др.языки.

Бог  Вера  Война  Газават  Действие социальное  Законы социальные  Ислам  Иудаизм  Культура  Материя  Мировоззрение  Мораль  Обычай  Отношения социальные  Сфера  Традиция  Христианство  Человек  Этика  622

Карта. Халифат Аббасидов. VIII-IX вв.

Карта. Упадок Аббасидского халифата. 945 г.

Карта. Европа в 1000 г.

SM