Гумилёв Л.Н._

Академия  Академия наук  Большевизм  Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков (ВКП (б)  Государство  История  Каган  Коммунизм  Концлагерь  Народность  Нефтегазовый сектор и бюджет России  Образование  Особые совещания  Партия  Реабилитация  Репрессии   Республика  Россия  Санкт-Петербург  Советы  Социализм  Республика  Университет  Философия  Человек  Этногенез  Этнос  Гумилёв Н.С.  Джугашвили И.В.  11 ИН 1889  1 ОК 1912  25 СН 1945  н.1946  14 АВ 1946  28 ДК 1948  7 НЯ 1949  ИН 1953  11 МЙ 1956  14 МЙ 1956  1956  1961  5 МР 1966  1967  1974  21 МЙ 1976  1986  1991  15 ИН 1991

Культура (лат.- воспитание, образование, развитие; англ., culture, нем. Kultur) - 1. Любая человеческая деятельность, представленная артефактами (материальная культура) или верованиями (духовная культура), которая передаётся от человека к человеку тем или иным способом обучения, но не через генетическую наследственность. В культуре воплощается пр.всего общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поведение человека детерминируется не столько природой, сколько воспитанием, культурой. Человек отличается от животных способностью коллективно создавать и передавать символические значения - знаки, язык. Вне символических, культурных значений (обозначений) ни один предмет не м.б. включён в мир человека. Точно так же, как и ни один предмет не м.б. создан без предварительного "проекта" в голове человека. Мир человека - это культурно выстроенный мир, все границы в нём имеют социокультурный характер. Вне системы культурных значений нет разницы м.королём и придворным, святым и грешником, красотой и безобразием. Главная функция культуры - это внедрение и поддержание определённого социального порядка. Материальная культура (ценности) - развитие техники, орудия, опыт, производство, строительство, одежда, утварь и др., т.е. всё то, что служит для продолжения жизни. Духовная культура (ценности) - идеологические представления взгляды, идеи, нравственность, образование, наука, искусство, религия и др., т.е. всё то, что отражает окружающий мир в сознании, в понимании добра и зла, красоты, познания ценности всего многообразия мира. Обычно культура находится в рамках традиций, однако сравнительно быстро может происходить её смена в результате диффузии или местного развития без вмешательства извне. Общечеловеческая культура складывается из национальных культур, наследует всё ценное из прошлого развития человечества. Начиная с XVII в. вопрос о путях развития русской культуры был предметом острых дискуссий и борьбы в общественно-политической мысли. Значительное распространение приобрели идеи расширения культурных связей с Западной Европой как средство преодоления культурной отсталости России, сложившейся под влиянием неблагоприятных исторических обстоятельств. Эти взгляды нашли выражение в сочинениях Хворостинина И. А и подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, который в 1664 бежал в Швецию и составил там своё знаменитое описание Московского государства. За развитие русской культуры как части культуры общеславянской выступал публицист Юрий Крижанич. Противниками идеи приобщения к западноевропейской культуре выступали члены "кружка ревнителей благочестия" Степан Вонифатъев, протопоп Аввакум, Иван Неронов, выступившие как поборники старины и резко критиковавшие исправление церковных книг. Проблемами культуры и образования в международном масштабе занимается образованная 4 НЯ 1946 при ООН организация ЮНЕСКО. Культура отражает качественное своеобразие исторически конкретных форм жизнедеятельности людей на различных этапах исторического развития, в рамках различных эпох, общественно-экономических формаций, этнических, национальных и иных общностей. Культура характеризует особенности деятельности людей в конкретных общественных сферах (политическая культура, экономическая культура, культура труда и быта, культура предпринимательства и т.п.), а также особенности жизнедеятельности социальных групп (класса, молодёжи и т.п.). В то же время существуют культурные универсалии - некие общие для всего культурного наследия человечества элементы (возрастная градация, разделе ние труда, образование, семья, календарь, декоративное искус ство, толкование снов, этикет и др.). Современный смысл термин "культура" приобрёл только в XX в. Первоначально (в Древнем Риме, откуда пришло это слово) этим термином обозначали возделывание, "окультуривание" почвы. В XVIII в. термин приобрёл элитарный характер и означал цивилизованность, противостоящую варварству. Однако в Германии XVIII в. культура и цивилизация были противопоставлены др.другу - как средоточие духовных, моральных и эстетических ценностей, сфера индивидуального совершенства (культуры) и как нечто утилитарно-внешнее, "техническое", материальное, стандартизирующее человеческую культуру и сознание, угрожающее духовному миру человека (цивилизация). Такое противопоставление легло в основу концепции культурного пессимизма, или критики культуры, фактически - критики современности, якобы ведущей к распаду и гибели культуры (Теннис Ф., Ницше Ф., Шпенглер О., Маркузе Г. и др.). В современной науке термин "цивилизация" остается многозначным. Термин же "культура" утратил прежний элитарный (и вообще любой оценочный) оттенок. С т.з. современных социологов, любое общество вырабатывает специфическую культуру, ибо может существовать лишь как общность социокультурная. Именно поэтому историческое развитие того или иного общества (страны) - это уникальный социокультурный процесс, который не м.б. понят и описан при помощи каких-либо общих схем. Поэтому и любые общественные изменения могут осуществляться лишь как социокультурные изменения, что серьезно ограничивает возможности прямого заимствования инокультурных форм - экономических, политических, образовательных и т.п. В др. социокультурной среде они могут приобрести (и неизбежно приобретают) совсем др. содержание и значение. Для анализа культурной динамики выработаны две основные теоретические модели - эволюционная (линейная) и циклическая. Эволюционизм, у истоков которого стояли Спенсер Г., Тейлор Э., Фрезер Дж., Морган Л., исходил из идеи единства человеческого рода и единообразия развития культуры. Процесс культурного развития представлялся линейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы. Поэтому возможным представлялось и сравнение различных культуры как более или менее развитых, и выделение "эталонных" культур (европоцентризм и позже - американоцентризм). Циклические теории представляют культурную динамику как последовательность определённых фаз (этапов) изменения и развития определены, которые закономерно следуют одна за др. (по аналогии с человеческой жизнью - рождение, детство ит.д.), каждая культура рассматривается как уникальная. Некоторые из них уже завершили свой цикл, др.существуют, находясь на разных фазах развития. Поэтому нельзя говорить об общей, универсальной истории человечества, нельзя сравнивать и оценивать культуру как примитивные или высокоразвитые - они просто др.. В современной науке родоначальником циклических теорий, возникших ещё в античности, стал Данилевский Н. ("Россия и Европа", 1871). За ним следовали Шпенглер О., Тойнби А., Сорокин П.А., Гумилёв Л.Н. и др. Как эволюционные, так и циклические теории акцентируют и абсолютизируют лишь одну из сторон реального процесса культурной динамики и не могут дать его исчерпывающего описания. Современная наука предлагает принципиально новые подходы (нар., волновая теория культуры, выдвинутая Тоффлером О.). Сейчас человечество переживает, возможно, самую глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. И именно культура оказалась в центре этого процесса. Нарождается принципиально новый тип культуры - культура постиндустриального, информационного общества - постмодернизма.

Культура

Культура

2. Если для определённой территории в данный период характерна какая-либо общность (группа), ограниченная во времени и пространстве, её называют культурой. Предполагается, что она представляет какое-либо человеческое общество. Исторически определённый уровень развития общества в его материальной и духовной жизни. Нематериальные признаки имеют большое значение, хотя археологически фиксируются лишь материальные. Культура являются теми кирпичами, из которых строится "доистория", к сожалению, сведения, получаемые от них, часто ограниченны. Примеры эпохи письменных источников и этнографии показывают, что совпадение культуры и этноса не всегда точно. Проблема дефиниций постоянно возникает при выделении смежных и последовательных культур. 22 МЙ 1996 в России был принят закон о национально-культурной автономии.

Абсолют, абсолютное  Автономия  Археологическая культура  Археология  Блага  Быт  Глобальные проблемы  Государство  Гравюра  Группа социальная  Двор  Детерминизм  Деятельность  Закон  Закономерность  "Золотое правило" нравственности  Идеология  Изменения социальные  Индивидуализм  Индустриальное общество  Информация  Искусство  История  Календарь  Классы  Концепция  Материализм  Материя  Московия  Народность  Нация  Образование  Общество  Общность социальная  Обычай  ООН  Организация политическая  Организация социальная  Посольский приказ  Постиндустриальное общество  Политика  Подьячий  Потребительского поведения теория  Предпринимательство  Приказы  Производство  Протопоп  Род  Россия  Славяне  Современное общество  Сфера  Традиция  Труд  Формация  Ценность  Церковь  Человек  Эволюционизм  Эволюция  Экономика  Элита  Эпоха  Эстетическое  Этническая общность  Аввакум  Сорокин П.А.  Гумилёв Л.Н.  1871  4 НЯ 1946  22 МЙ 1996

Док.Плевицкая Надежда. Дежкин карагод. Мой путь с песней. Неизвестные литературные произведения русской народной певицы

Док.Из письма группы режиссеров. 16 марта 1928 г.

 

Термины:  

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  

01.gif (814 bytes)

Хронология:  

01.gif (814 bytes)
   

SM