История

Доценко Юлия. Культура Руси в XVI в.

Летопись

Летопись - исторический, литературный памятник Русского государства XI-XVII вв., погодная запись, хроника событий. Ок.1040 в Киеве было начато составление первых летописей, а в 1096 были составлены новые списки летописей. В 1201 было завершено написание Киевской летописи и начато составления Волынской летописи. Один из самых древних летописных памятников - Летописец Переяславля-Суздальского, который был составлен в 1216-1219 и описывает события 1138-1214. Сохранился в рукописи XV в. Первоначально центром летописания был Киев ("Повесть временных лет", написанная Нестором, "Киевская летопись", написанная в 1200 игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря Моисеем). С началом феодальной раздробленности летописи уделяют большое внимание региональным событиям - появились региональные центры летописания.

"Повесть временных лет" Нестора

"Повесть временных лет" Нестора

Об истории Южной Руси сообщает Ипатьевская летопись (XIII в., названа по месту обнаружения - в Ипатьевском монастыре под Костромой), о Северо-Восточной Руси - Лаврентьевская (1377, названа в честь монаха Лаврентия, который написал её для суздальско-нижегородского князя), известны Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.). Время появления летописания в Новгороде вызывает у историков споры. Срезневский И.И., Бестужев-Рюмин К.Н. и др.допускали возможность его появления в X в. Шахматов А.А. писал о 1017 и 1050. Многие современные специалисты относят его к XII в. При этом часть авторов отмечает, что следует учитывать новгородские записи на протяжении от второго десятилетия до 1060-х. Летописание получило развитие при дворе архиепископа, при монастырях и церквах. Первоначально, как и в Киеве, было княжеским, именовалось "Русским временником". Много внимания летописанию уделял Мстислав Великий.

 Киевская летопись

Киевская летопись

После изгнания из Новгорода его сына Всеволода (1136) летописание перешло ко двору новгородского владыки, стало именоваться Софийским (собор святой Софии главное общественное здание Новгорода). Как составители и переписчики известны священник Герман Воята, Кирик и др. В XIV в. после монголо-татарского нашествия происходил упадок летописания, которое стало носить локальный характер. Возрождение общерусского летописания приходится на к.XIV-н.XV вв. Московское летописание появилось в первой пол.XIV в. и постепенно занимает ведущее место. Центрами летописания становятся Симонов, Андроников и др.монастыри. В 1408 при митрополичьем дворе был издан первый общерусский летописный свод - "Троицкая летопись" (погиб в Москве во время пожара 2 СН 1812-8 СН 1812).

Миросозерцание летописца и историка. По Ключевскому В.О.

Миросозерцание летописца и историка. По Ключевскому В.О.

 Лаврентьевская летопись

Лаврентьевская летопись

В 1418 был издан Владимирский полихрон (летописный свод), составленный при участии митрополита Фотия, главной идеей которого был союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси. В 1430-е был составлен Новгородско-Софийский свод, включивший в свой состав свод Фотия и носивший общерусский характер. В 1455 была составлена "Тверская летопись", в которой отразилось враждебное отношение автора к возвышению Москвы. В 1480 был составлен летописный Московский свод, явившийся идеологическим обоснованием объединения русских земель вокруг Москвы. В XVI в. происходит усиление официального характера летописания. Включавшиеся в летописи предыдущие летописные своды подвергались определённой обработке в политических целях.

 Ипатьевская летопись

Ипатьевская летопись

Происходит нарушение характерных черт летописного жанра. Примером служит т.н. "Летописец начала царства", посвящённый описанию начала царствования Ивана Грозного. Самым официальным историческим приведением XVI в. была "Степенная книга царского родословия" (1561-1563), составленная под руководством митрополита Макария. В отличие от погодного летописного повествования, она представляла собой цельное историческое произведение, в котором события расположены по 17 "степеням" - княжениям, от Ольги и Владимира до Ивана Грозного. Всё изложение подчинено задаче объяснить политическое объединение русских земель под властью самодержавного правителя из рода Рюриковичей и значение церкви в этом процессе. Разработке официальной теории великокняжеской власти было посвящено так же "Сказание о князьях владимирских".

 Иоасафовская летопись

Иоасафовская летопись

В этом произведении обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия: происхождение русских князей возводилось к римскому императору Августу, а Владимиру Мономаху приписывалось получение царских регалий от византийского императора. По объёму и значимости среди летописей этого периода важное место занимает "Никоновский свод", вобравший обширный летописный материал от начала Руси до к.1550-х и посвящённый идее возвеличения власти царя. В с.XVI в. на основе "Никоновского свода" было начато составление Лицевого летописного свода, состоявшего из 12 тт. и включавшего более 16 тыс.миниатюр. Последний том свода был посвящён царствованию Ивана IV и получил название "Царственной книги". Известны так же, относящиеся к XVI в., Воскресенская, Никоновская и Львовская летописи.

Архи(епископ)  Великий князь  Византийская империя  Владимир-на-Клязьме  Власть государственная  Власть политическая  Волыняне  Восточные славяне  Города восточных славян  Двор  Игумен  Идеология

 Мономахов Трон в Успенском Соборе Московского Кремля (на нем высечено "Сказание о князьях Владимирских")

Мономахов Трон в Успенском Соборе Московского Кремля (на нем высечено "Сказание о князьях Владимирских")

Император  Империя  Ипатьевский монастырь  История  Киев  Культура  Лаврентьевская летопись  Львов  Миниатюра  Митрополит  Монастырь  Монах  Новгород  Общество  Отношения социальные  Памятник  Переяславль-Залесский  Переяславское княжество  Писцы  "Повесть временных лет"  Пожары Москвы  Политика  Радзивилловская летопись  Род  Самодержавие  Своды летописные  Свято-Троицкая Сергиева лавра (Троицкий монастырь)  Священная Римская империя  Симонов монастырь  Сказание  "Сказание о князьях владимирских"  Славяне  Современное общество  Софийский собор в Новгороде  "Степенная книга"  Татары  Феодальная раздробленность  Царь  Церковь   Бестужев-Рюмин К.Н.  Владимир Мономах  Владимир Святославич  Всеволод Гавриил Мстиславич  Иван IV  Мстислав I Владимирович (Великий)  Нестор  Ольга  Рюрик  Шахматов А.А.  1017  ок.1040  1050  1096  1136  1138  1200  1201  1214  1216  1219  1377  1408  1418  1455  1480  1561  1563  2 СН 1812  8 СН 1812

SM