А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Сютаев В.К._

Бог  Вера  Война  Граф  Губерния  "Дело"  Идеализм  Икона  Истина  Крестьяне  Пропаганда  Род  Россия  Секта  Счастье  Тверское княжество  Церковь  Уезд  Христианство  Репин И.Е.  Толстой Л.Н.  1876  1881

Личность - отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений; личность - система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для её воспроизводства. Первоначально слово "личность" (лат. persona) означало маску, роль, исполнявшуюся актёром в античном театре. В отличие от понятия индивида, которое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личность - это проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности раскрывается через понятие свободы, ответственности, поступка как действия сообразно свободно принятому решению; самосознания и саморазвития. Действия личностного характера есть фактор само регуляции общественного организма. Личность в философии исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции - поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным поведенческим актам - поступкам. Личность в социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимосвязей и субъекта социальной активности. В общей психологии личность - это системное качество, приобретённое индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок). В социальной психологии личность рассматривается со стороны её взаимоотношений с социальной группой.

Важнейшая особенность личности - умение избегать отождествления себя как определённой целостности с конкретными формами своего социального поведения, умение "быть" и "казаться". Мобильность личности, умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на меняющиеся социальные требования - есть важный элемент регулирования социальных взаимодействий. С т.з. ролевой концепции личности, исследующей возможности человеческой способности "казаться" (Парсонс Т., Вебер М. в социологии, Мид Дж., Кун М., Кули Ч. в социальной психологии), не существует "человека вообще". Существуют лишь явления, "роли" личности в социуме. Человек всегда проявляет свои потребности, актуализирует жизненные смыслы в конкретных социальных взаимодействиях - выступая как "специалист", как "студент", как "учёный", как "отец", как "зритель" и т.п. Др.словами, человек всегда есть "кто-то" - носитель определённых норм, идеалов, традиций, он не бывает "никем". Социальная роль к не означает сознательно принятого на себя актёрства, одевания "маски". В рамках теории ролей личность в каждой конкретной роли проявляет себя как индивид, как носитель групповых норм.

Марксизм, фактически вы ступая сторонником данной концепции, расширяет групповой интерес до классового и общесоциального, что делает невозможной безболезненную смену ролей для личности; обессмысливается само понятие роли. Роль превращается в призвание, миссию, срастаясь с личностью. Изменение социальной роли оказывается возможным только с изменением самих социальных отношений, в которых существует и действует индивид. Способность личности осознавать включённость в ролевые отношения, способность выхода за рамки роли, потребность в самореализации и представления о себе как уникальной целостности также являются важным механизмом социальной регуляции. Коммуникативные межличностные связи на этом уровне носят специфический и часто непредсказуемый характер; на ролевом уровне коммуникативный процесс осуществляется в рамках общего "нормативного поля". В ситуации выхода за рамки роли актуализируются др.качества личности - потребность в самоактуализации, рефлексивно-интегрирующие способности, самопроективность личности. Личность в данном случае проявляет себя не как носитель общих норм, ценностей; не как индивид, но как индивидуальность. В психологической теории самоактуализации (Маслоу А., Олпорт Г., Роджерс К.) сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление человека к самовыражению. Личность нарушает устойчивость социальных отношений, разрывает коммуникационные сети, устанавливает новые правила коммуникации. В философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтеграции, саморефлексии, протекающей в рамках общения "я" с Другим. Общение, понимаемое как субъект-субъектное отношение, включает переживание, понимание и трансцендирование (соотношение личности с абсолютными ценностями и их носителем - абсолютной личностью). В философии марксизма присутствуют элементы понимания личности как сомопроективного процесса, однако само развитие личности неотделимо от реального изменения социальных отношений и обязательно воплощается в нормативном социальном поведении.

Индивид становится личностью лишь в качестве члена определённого социума в процессе освоения определённых социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определённые типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят". Фромм Э., анализируя становление индустриального общества и характерный для него трудоцентризм, отмечал, что человек вынужден был превратиться в личность, которая жаждет направить основную часть своей энергии на труд с неведомой для большинства культур интенсивностью. Сформированные в процессе социализации социально типичные личностные качества ("социальный характер", по Фромму Э.) заставляли индивида "с любовью и со рвением" делать то, что он д.б. делать ради целей экономической системы. Социальная необходимость в труде должна была превратиться во внутреннее побуждение. Помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям - классовым, этническим, профессиональным и т.п. Устойчивость общества и его способность к саморазвитию во многом определяются балансом рассмотренных выше двух форм межличностной коммуникации. В зависимости от соотношения настроенности личности на социально-ролевые коммуникативные взаимоотношения или же на экзистенциальную коммуникацию (определяемую особым характером мироощущения) можно выделить следующие типы личности (Шпрангер Э.).

Политический тип личности воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, осуществляемое через прямое навязывание своего нормативного поля общения. Эстетический тип тяготеет к общению в неролевой ситуации. Общение для него - средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической личности порой может привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме. Социальный тип личности неотделим от установки, что общение есть форма самоотдачи, растворения себя в Другом. Любовь - основная форма жизни социальной личности. Этот тип личности не признаёт нормативных рамок общения, однако в зависимости от объекта любви (отдельный человек, семья, группа, человечество) м.б. склонен либо к анархическому поведению, либо к патриархально-ролевому, поскольку вживание в объект любви для социальной личности означает безусловное принятие всех форм его жизнедеятельности, Для религиозного типа личности, главное общение с Абсолютом, в котором сливаются два типа общения, роль превращается в призвание. Основной для экономического типа личности выступает прагматическая ориентация, поэтому ролевая коммуникация является для неё необходимым условием достижения пользы. Теоретический тип личности воплощает всепоглощающую страсть к познанию, ему не свойственно условно-ролевое общение. Однако теоретической личности чужды вживание, трансцендирование, характерные для экзистенциальной формы общения. Теоретическая личность может лишь сделать оба эти способа объектом исследования. Индивид становится личностью лишь в качестве члена определённого социума в процессе освоения определённых социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определённые типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят". Фромм Э., анализируя становление индустриального общества и характерный для него трудоцентризм, отмечал, что человек вынужден был превратиться в личность, которая жаждет направить основную часть своей энергии на труд с неведомой для большинства культур интенсивностью. Сформированные в процессе социализации социально типичные личностные качества ("социальный характер", по Фромму Э.) заставляли индивида "с любовью и со рвением" делать то, что он д.б. делать ради целей экономической системы. Социальная необходимость в труде должна была превратиться во внутреннее побуждение. Помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям - классовым, этническим, профессиональным и т.п. Общая историческая направленность изменения положения личности в социальной системе заключается в переходе от неиндивидуализированного существования человека в традиционном обществе и его личной зависимости в семье, касте, сословии и т.д., с преимущественно аскриптивным характером социального статуса и ограниченными возможностями социальной мобильности, к личному индивидуализированному существованию индивида, освобождённого от всех форм личной зависимости в обществе модерном, с преимущественно достижительским социальным статусом и широкими возможностями социальной мобильности. Перспективы социальной трансформации постсовременного общества связывают с "триумфом индивидуальности". Это общество, которое определяется как постэкономическое, человекоцентристское, общество "массовой индивидуальности", где ценности безопасного и гармоничного существования индивида становятся доминирующими.

Термины:  Абсолют, абсолютное  Анархизм  Антропологизм  Государственности традиции  Группа социальная  Действие социальное  Деятельность  Идентификация и идентичность социальная  Изменения социальные  Индивидуализм  Индустриальное общество  Интерес социальный  Исследование социологическое  Классы  Концепция  Культура  Марксизм  Мобильность социальная  Модерн  Норма социальная  Общество  Общность социальная  Отношения социальные  Парадигма  Патриархат  Персонализм  Политика  Потребительского поведения теория  Потребность  Прагматизм  Производство  Роль социальная  Свобода  Собственность  Современное общество  Социализация  Статус социальный  Судьба  Традиция  Философия  Ценность  Человек  Экономика  Эстетическое

01.gif (814 bytes)
   

SM