Павленков Ф.Ф. Академия Грамота Губерния Дворянство Деятельность Капитал Киев Классицизм Конфликт Мировоззрение Народность Образование Петропавловская крепость Просвещение Род Россия Санкт-Петербург Свобода Ссылка Суды Российской Федерации Герцен А.И. Гоголь Н.В. Добролюбов Н.А. Лавров П.Л. Писарев Д.И. Пушкин А.С. Чернышевский Н.Г. 8 ОК 1839 1861 1865 1866 1867 1868 1869 1873 1877 1880 1881 1899 20 ЯН 1900 1917 Массовая культураМассовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Музыканты "Битлз" в 1957 Массовая культура - специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления её анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчёркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. Московская молодёжь под битлов В современной социологии понятие "массовая культура" всё более утрачивает свою критическую направленность. Подчёркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощённые, стереотипные представления, массовая культура, т.н.м., выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои. Уличная сценка в Лондоне. 1950-е В последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение "массы" на сегменты, развиваются процессы деклассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понятие "массовая культура" акцентирует лишь один - рыночный аспект современной культурной ситуации. Массовая культура - это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных, а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. В 1990-е развернулась борьба крупнейших ТНК за сегменты рынка культурной продукции. Молодёжная мода середины 1960-х Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Шесть крупнейших в мире ТНК доминируют ныне на рынке культурной индустрии, и каждая из них проводит свою культурную политику. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам - они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10%, а остальная подчиняется обычным товарным законам. Т.н.м. борьба м.защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия "товарность" к любому виду продукции, в т.ч.и культурному, продолжается. Модели. Фото Хельмута Ньютона Архивы исторические Бизнес Глобальные проблемы Доход Идеология Импорт Индустриализация Индустриальное общество Информация Классы Культура Макро- и микросоциология Маргиналы Массового общества теории Массовое общество Общество Общество потребления Обычай Политика Потребность Производство Промышленность Рыночная экономика Современное общество Социализация Товарно-денежные отношения Товарное хозяйство Торговля Традиция Урбанизация Ценность Эксплуатация Экспорт Элита
|