Сеченов И.М._ Агностицизм Академия Академия наук Деятельность Женские училища Идеализм Материализм Митрополит Московский университет Общество Почётный гражданин Пропаганда Россия Санкт-Петербург Свобода Соловецкий монастырь Ссылка Университет Цензура Демидовы 1 АВ 1829 1848 1856 1859 1860 н.1861 1862 1863 7 АП 1866 1866 31 АВ 1867 1868 1870 1871 1872 1873 1876 1881 1882 1888 1889 1890 1891 1894 1901 1903 1903 1904 2 НЯ 1905 МатериализмМатериализм (от лат. materialis - вещественный) - одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом. Материальной субстанцией, первоосновой всего существующего считает материю - независимую от сознания, духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную, "телесную". Лейбниц Г.В. Материализм считает, что материя вечна, является источником многообразия и единства всего существующего. Законы материального мира распространяются на весь мир, в т.ч.на общество и человека. В области теории познания материалисты стоят на позициях сенсуализма. Как правило, материалистам свойствен социальный и гносеологический оптимизм, вера в возможности науки и преобразовательную деятельность человека. Термин "материализм" был введён Лейбницем Г.В. Материализм имеет различные формы. Исторически первой формой материализма является наивный материализм, отождествляющий материю с каким-то видом вещества (водой, воздухом, огнём и т.п.). Первые греческие натурфилософы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл) были яркими представителями этой формы материализма. В XVIII в. был широко распространён механистический материализм, основное свойство материи усматривающий в протяженности (Толанд Дж., Гольбах П., Ламетри Ж. ). Джон Толанд В с. XIX в. возник т.н. "вульгарный" материализм, сводящей все мыслительные процессы к материальной основе (Фогт К., Молешотт Я., Бюхнер Л.). Фогт К. считал, что мозг так же выделяет мысль, как печень - желчь. Для Молешотта Я. химические процессы были универсальной основой объяснения духовной сферы. Причина рабства - употребление растительной пищи некоторыми народами Юга. Классовые различия Бюхнер Л. объяснял природой наследственности. Упрощённо понимал духовную жизнь человека и русский учёный Бехтерев В. В особую форму можно выделить естественнонаучный, или стихийный материализм, до к.не осознанную мировоззренческую установку исследователя, предполагающую уверенность в объективном существовании природных закономерностей и в способность человека познать эти закономерности. В XIX в. возникла марксистская материалистическая школа, диалектический и исторический материализм, который стал ведущим материалистическим направлением в XX в. Людвиг Бюхнер Марксистский материализм избегает упрощённого понимания материи, не сводит её к определённому виду вещества или к определённым свойствам вещества; признаёт бесконечное разнообразие материальных форм. Свойство развития, изменения органически присуще материи. Высшей формой развития материи является возникновение человека как общественного существа. Сознание нельзя свести к его материальному носителю - мозгу, сознание - производное общества, его продукт и необходимое условие функционирования. Процесс познания рассматривается в диалектическом материализмом как результат отражения объективного мира в сознании человека,. Ряд трудностей, возникающих в связи с попытками решить в рамках материализма проблему свободы и ответственности, проблему генезиса и качественного своеобразия человеческого сознания, проблему социального прогресса, приводят материализм к необходимости привлечения дополнительных посылок, философских принципов, разрабатываемых в др.философских направлениях.
Карл Маркс Так, возникает деизм (теизм) - обращение к понятию Бога при объяснении возникновения мира, гилозоизм - учение о всеобщей оживлённости материи, помогающее понять возникновение живой природы из неживой, пантеизм, растворяющий Бога в природе. Материализм, как правило, тяготеет к атеизму, сознательной критике религиозных учений. Вместе с тем богословы, религиозно ориентированные философы считают философский материализм необходимым этапом духовного развития человечества. Материальное начало в человеке связывает его со всей природой и её творцом - Богом. Человек должен полюбить свою материальную природу, только признание "прав материй" в этом мире освободит человека от материального рабства. По словам современного православного богослова Антония Сурожского, христианство - единственный материализм, который отводит материи достойное место в мире, верит в её бездонные возможности; ведь "этот материальный мир оказался способным вместить самого Бога". Бехтерев В.М. Для верующего обязательно настанет время, когда материальное обновится, преобразится, соединится с духовным, когда возникнут новое небо и новая земля, где все будет пронизано Божеством. Бог Богословие (теология) Вера Деизм Деятельность Диалектика Душа Закономерность Законы социальные Идеализм Изменения социальные Исследование социологическое Исторический материализм Классы Марксизм Материализм исторический Материя Механицизм Мировоззрение Натурфилософия Общество Пантеизм Православие Прогресс Производство Рабовладельческий строй Россия Современное общество Сурожане Сфера Философия Христианство Человек Лейбниц Г.В. Соловьёв В.С. 20 ЯН 1857 16 ФВ 1908 24 ДК 1927
|