История

Менделеев Д.И._

Блага  Группа социальная Деятельность  Закон  Закономерность  Идеализм  Ижора  Ижорская земля  Материя  Общество  Россия  Санкт-Петербург  Свобода  Труд  Университет  8 ФВ 1834  1864  1866  18 НЯ 1868  ФВ 1869  6 МР 1869  1869  1 АВ 1870  1870  1871  19 ОК 1875  1875  1879  1885  1898  1900  2 ФВ 1907  1925  1937  1939  1942  1943  1955

Материя

Материя (от лат. materia - вещество) - предельно широкая философская категория, содержание которой противоположно содержанию категории "идеальное". В категории "материя" заключены представления о единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир. Представления о материи в основном развивались в рамках материализма, но к данному понятию обращались и представители иных философских направлений. В античности решение проблемы субстанции осуществлялось в рамках натурфилософского подхода.

 Демокрит

Демокрит

Натурфилософия ставила задачу выявления единого закона, управляющего эмпирически удостоверенным многообразием какого-то фрагмента бытия, при этом менялся только уровень обобщений. По этой же причине материя изначально сближалась с веществом. Так, Фалес считал первоосновой воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Демокрит - единые неделимые частицы. В модернизированной форме эти взгляды просуществовали вплоть до XIX-XX вв. Идеи, сходные с позицией Фалеса, развивал в XVII в. Бойль Р., а в XIX в. - Мечников Л.И., автор "океанической концепции". Лавуазье А. в XVIII в. вслед за Анаксименом называл субстанцией воздух (кислород), взгляды Анаксимандра относительно апейрона (неопределённого, но единичного вещества) нашли своё развитие в натурфилософском истолковании единой теории поля. Первые материалисты столкнулись с рядом трудностей при отождествлении материи и вещества. Материя должна определять все вещи и одновременно существовать независимо от них, иначе её нельзя назвать первоосновой.

Аристотель

Аристотель

Поэтому появились умозрительные понятия "праводы", "праогня", не похожих на обычные огонь и воду и недоступных для чувственного восприятия. Понятие материи также должно объяснять изменчивость и многообразие видимого мира. Для решения этой проблемы древние "одушевили" и "оживили" материю, придав тем самым ей внутренний динамизм. Поэтому материя первых философов - это нерасчленённое субстанциональное единство, в котором соединяются свойства материи как "материала", из которого создано всё окружающее, и материя как источника всех изменений в мире, структурности мира. В более поздних концепциях единое субстанциональное единство распадается. У Платона материя - некий универсальный материал, чистая возможность, вещественность без каких-либо конкретных свойств. В процессе миротворения участвуют, наряду с материей, идеи, мировая душа, Единое. Аристотель не только отвёл материи единственную функцию - быть материалом; он утверждал, что источник движения и многообразия в мире кроется в форме, слитой с материей.

Портрет Дмитрия Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета. Репин И.И.

Портрет Дмитрия Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета. Репин И.И.

Поскольку отдельная вещь имеет в себе в рамках уже созданного многообразия основу для самостоятельного существования, она названа Аристотелем субстанцией (в смысле независимого существования, содержащего в себе свои собственные предпосылки). Философия с помощью Аристотеля освободилась от необходимости выводить существование каждой вещи из единого первоначала: дело философии - найти общий принцип этого порождения. Трудности, связанные с пониманием вещественного характера материи, субстанции, привели представителей новоевропейской философии к модернизации представлений о материи. Материя для них - уже не конкретный вид вещества, но лишь свойства вещей, обладающие все теми же традиционными признаками субстанциональности: непроницаемостью, протяжённостью, весом, перемещением, фигурностью. Субстратом, носителем этих свойств чаще выступают атомы. Декарт Р. вообще снял проблему субстрата, отождествив материю с её единственным свойством - протяжённостью:

 Рене Декарт

Рене Декарт

"Природа материи... состоит не в том, что это вещь твёрдая, весомая, окрашенная или каким-либо иным способом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что она есть субстанция, протяжённая в длину, ширину и глубину". Такое понимание материи сохранилось и в более позднее время: Менделеев Д.И., напр., основной характеристикой материи считал весомость. Материя в представлении философов нового времени лишена энергетического потенциала, порождающей силы правещества древних. Она ничем не движет, из неё ничто не может возникнуть; это абстракция, отделённые в мышлении от мира его общие характеристики. Вместе с тем категория материи в новоевропейском мышлении позволяет философу сказать, что фундаментальные субстанциональные свойства мира идеально прилажены к моим познавательным способностям. Мир открыт для познающего субъекта. Т.о., началась гносеологизация понятия материи. В рамках марксистской философии завершился процесс гносеологизации понятия материя.

Ленин В.И.

Ленин В.И.

Ленин В.И. считал, что непозволительно смешивать учение о строении материи (чем занимаются специальные науки) с материей как гносеологической категорией, раскрывающей вопрос об источниках познания, о существовании объективной истины. Материя, по словам Ленина В.И., "есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". В данном определении материя выступает субстанцией лишь в одном смысле: для своего существования она не нуждается ни в чём, кроме себя. Второй аспект понимания материя в марксизме - натурфилософский, материя выступает в качестве первоосновы. Проблема генетического порождения материи, субстанцией всего существующего, проблема структурности мира заявлена в марксизме как проблема материального единства мира. Данный аспект теории материи в марксизме преимущественно был развит Энгельсом Ф. Материя выражает себя в своих атрибутах - неотъемлемых свойствах (пространстве, времени, движении).

Кедров Б.М.

Кедров Б.М.

С их помощью мир приобретает структурные характеристики. Конкретизацией данного подхода явилось учение об основных формах существования и "движения" материи, созданное Энгельсом Ф. и развитое отечественными приверженцами марксизма (Кедров Б.). Наличие в марксизме двух форм понимания категории материи обнаруживает его внутреннюю противоречивость.

Движения социальные  Древняя Русь  Закон  Идеализм  Изменения социальные  Истина  Концепция  Марксизм  Материализм  Модернизация  Натурфилософия  Обычай  Отношения социальные  Платонизм  Род  Собственность  Структура социальная  Традиция  Философия  Человек  Эмпиризм  Аристотель  Менделеев Д.И.  Ульянов В.И.

SM