Можайкин В.М._

Автономия  Академия  Армия  Заречье  Красная гвардия  Республика  Род  Советы  Социализм  22 ДК 1959  1962  1984

Местное самоуправление - реализуемое на практике право населения, проживающего на соответствующей территории, самостоятельно решать вопросы местного значения путём референдума, выборов, др. форм прямого волеизъявления, а также через выборные и др. органы местного управления. Местное управление организуется в городских и сельских поселениях. В каждой стране существует своё название территорий, на которых организуется местное управление. Всем гражданам предоставляются равные права на осуществление местного управления как непосредственно, так и через своих представителей, право на равный доступ к муниципальной службе, право избирать и быть избранными в органы местного управления. В рамках местного управления решаются следующие задачи: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; формирование и использование местного бюджета; установление местных налогов и сборов; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; содержание и развитие учреждений муниципального образования, здравоохранения; благоустройство территорий; охрана общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения и др. Для решения перечисленных задач в каждом муниципальном образовании создаются органы местного управления. К ним относятся выборные представительные органы, а также органы местной администрации. Наименование этих органов, регламент их работы определяются уставами муниципальных образований.

После отмены кормлений в 1550-х власть на местах сосредоточилась в руках выборных представителей местного населения: губных и земских старост, излюбленных голов и т.д. Это было вызвано тем, что государство ещё не располагало достаточным аппаратом для назначения своих представителей на места. В XVII в. такими назначаемыми представителями центральной власти стали воеводы. Служба воеводы была "корыстной" - он не получал жалованья и жил за счёт подвластного населения. Однако это всё же не означало возврата к практике кормлений, т.к. для наместников и волостелей XV-первой пол.XVI в. кормление было наградой за прежнюю службу, а для воеводы XVII в. сама управленческая деятельность была службой. Переход власти на местах в руки назначаемых из центра воевод означал значительное усиление правительственного аппарата и по существу завершение централизации страны.

Отношение к особе государя стало в XVII в. почти религиозным. Царь подчёркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними. В Соборном уложении имелась целая глава, посвящённая тому, "как его государское здоровье оберегати". Даже при кратких отлучках царя из Кремля писался особый указ, кому на время отсутствия государя "государство ведати". В торжественных случаях царь надевал шапку Мономаха, бармы, брал в руки знаки своей власти - скипетр и державу. Каждое появление царя считалось событием, при выходах к народу его вели под руки бояре. Всё это было внешним проявлением формирования в стране абсолютизма. Полностью абсолютизм в России сложился при Петре I, а расцвет его принято относить к эпохе Екатерины II. Во второй пол.XVII в. происходило постепенное формирование абсолютизма. Система мирского самоуправления, относительная свобода черносошного крестьянства Коми края приводили к превращению для большинства крестьян натуральных повинностей в налог. Выборные целовальники находили "охотников", подряжали их на выполнение тех или иных работ. Т.к. главными повинностями большинства крестьян края были ямская гоньба и сибирские хлебные запасы, то основная работа нанятых крестьян заключалась в перевозке пассажиров и государственных грузов, а также в перевозке хлеба в Сибирь. Перевозило хлеб, обычно, большое число извозчиков. Так, в 1646 в "тетради записной государевым сошным привозным запасом нынешнего 154 году" упомянуто 30 человек извозчиков, привезших на Верхотурье хлеб за разные районы Яренского уезда. Их труд оплачивался достаточно высоко. Так, в 1612 сысольские извозчики получили "на езды" 3 руб. "по наёмному расчёту". Во второй пол.XVII в. размер платы увеличился. В 1861 волость превратилась в единицу крестьянского самоуправления. В ст.111-114 "Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" определялся прядок крестьянского самоуправления: "111. Из должностей крестьянского управления одни замещаются по выбору, а другие, по усмотрению общества, могут быть замещаемы или по выбору, или по найму. 112. По выбору замещаются следующие должности: 1) волостного старшины; 2) сельских старост; 3) помощников старшины; 4) сборщиков податей и заседателей волостных правлений (прим. к ст.87) в тех обществах и волостях, которые признают нужным иметь особых сборщиков и заседателей, и 5) судей волостных судов (ст.93). Примечание. Выборные, участвующие в волостном сходе, не считаются должностными лицами. 113. Прочие должностные лица, как-то: смотрители магазинов, лесные и полевые сторожа, смотрители богоугодных и общественных заведений, волостные и сельские писаря и т.п., назначаются по усмотрению общества либо по выбору, либо по найму. В последнем случае могут быть назначаемы и посторонние лица хорошего поведения. 114. В должности, замечаемые по выбору (ст.112), не могут быть избираемы: 1) лица моложе 25-ти лет, 2) люди, телесно наказанные по суду или оставленные судом в подозрении, а также состоящие под судом и следствием и заведомо развратного поведения. Притом волостной старшина, очередные судьи, сельский староста и сборщик податей выбираются преимущественно из домохозяев". После 1 МР 1881 начался период контрреформ Александра III. Это коснулось и местного самоуправления. Землевладельческая курия преобразовывалась в дворянскую. Доля гласных от неё увеличилась, а от крестьянской и городской - сократилась. При выборах городских дум был значительно повышен имущественный ценз, что привело к сокращению числа избирателей в несколько раз. Земства и городские думы были поставлены в ещё большую зависимость от губернаторов.

Принятая V съездом советов 10 ИЛ 1918 Конституция РСФСР определила систему организации советов на местах: "55. Съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) избирает свой исполнительный орган - Исполнительный комитет... Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его съездом Советов. 56. В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной территории власть; в период же между съездами такой властью является Исполнительный комитет... 62. Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т.е. областным - право контроля над всеми Советами данной области, губернским - над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов, и т.д.), а областным и губернским съездам Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти..." (Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Социалистической Республики, гл.10-12).

Эпоха Петра I. Россия в конце XVII-начале XVIII вв.

Эпоха Петра I. Россия в конце XVII-начале XVIII вв.

Термины:  Абсолют, абсолютное  Абсолютизм  Блага  Бог  Бюджет  Власть  Власть государственная  Власть политическая  Волость  Воевода  Генерал-губернатор  Гласные  Голова  Городская дума  Государственный аппарат  Государство  Гражданство  Губа  Губерния  Дворянство  Демократия прямая  Деятельность  Дума  Защита социальная  Земства  Зыряне  Избирательная система  Избирательное право  Извоз  Имущественное неравенство  Конституция  Конституция РСФСР 1918  Кормление  Кремль  Крепостное право  Крестьяне  Курия  Мир  Муниципалитет  Налоги  Наместник  Народность  Натуральное хозяйство  Общество  Обычай  Организация политическая  Отношения социальные  Подати  Политика налоговая  "Положения" 19 ФВ 1861  Представительная демократия  V съезд Советов  Республика  Референдум  Реформа  Россия  Рубль  Самоуправление  Свобода  Собор  Соборное уложение 1649  Собственность  Советы  Социализм  Труд  Уезд  Федерация  Царь  Целовальник  Централизм  Централизованное государство  Черносошные крестьяне  Шапка Мономаха  Эпоха  Ямская повинность

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Александр III  Владимир Мономах  Екатерина II  Пётр I

01.gif (814 bytes)

Хронология:  1861  1 МР 1881  10 ИЛ 1918

01.gif (814 bytes)
   

SM